Меню KinoTree

Оценка 8.6/10
  • 8.6 из 10, голосов:318
Можете оставить свой голос.
 
 

Мертвец (1995)

Dead Man

26 Май 1995, США, Германия, Япония

Перевод Гоблина, Роуд-муви

Арт-хаус / Авторское кино, Вестерн, Драма, Зарубежный фильм, Фэнтези


Продолжительность 2:02

Режиссер: Джим Джармуш

В ролях: Джонни Депп, Гэри Фармер, Криспин Гловер, Лэнс Хенриксен, Майкл Уинкотт, Юджин Бирд, Джон Хёрт, Роберт Митчем, Игги Поп, Гэбриел Бирн, Джаред Харрис, Майк Доусон, Ричард Боэс, Тодд Пфайффер, Майкл МакКарти, Мили Авитал, Билли Боб Торнтон, Альфред Молина, Мишель Траш

Фильм повествует о мистическом путешествии скромного бухгалтера Уильяма Блейка, ведомого по Дикому Западу к Тихому океану индейцем по имени Никто. В ходе своего путешествия главные герои проделывают долгий путь от инфернального города эпохи Промышленной революции сквозь зеркальные воды реки забвения к покинутому жителями культовому центру вымирающего племени калифорнийских индейцев.
«Мертвец» укоренён в философии, стоящей за американской жанровой мифологией, однако однозначное отнесение его к определённому жанру представляет сложности — это и фильм–притча, и опрокинутый в прошлое роуд–муви, и метафизический вестерн.

Трейлеры
Кто для радости беспечной, Кто для ночи бесконечной...
Рецензия содержит описание событий из фильма
Некогда кроткий, опасным путём
Шёл праведник
Долиною смерти.

Уильям Блейк. «Единоборство»

Фильм – загадка, фильм – танец, фильм – меланхолия. Сколько раз не пересматривай, никогда не откроет он своё нутро, свою суть, своё скрытое от жадных глаз очарование, и потому никогда не устаёшь вновь и вновь совершать путешествие к океану, сопровождая в этом пути однофамильца поэта и загадочного индейца. Его можно интерпретировать на десятки разных ладов, но никогда не разложить по полочкам; это всё равно что разрушить стройность и целостность симфонии, выделяя из неё отдельные части, разрывая на куски. Потому ворох эмоций и мыслей, возникающий при – не скажу «просмотре», скажу – наслаждении картиной «Мертвец», могу оформить лишь в виде попутных отвлечённых заметок на полях.

Заметка №1. Джим Джармуш. (Сломанные цветы. Кофе и Сигареты, Ночь на Земле, Вне закона, Пёс призрак). Американский арт-хаусник, мастер создавать в своих фильмах особенную, стильную атмосферу. «Мертвец» снят чётко и словно играючи, и кажется, что убери из замысла хоть какую – нибудь деталь, всё развалится как карточный домик. Отсутствие цвета картинки, музыка, минимум диалогов, эпизоды, словно выхватываемые из ускользающей жизни, разделённые чёрными провалами беспамятства.

Заметка №2. Трактовка без хитростей. Возможно, и нет никакой загадки. Возможно, верное решение – самое простое. В городок – тупик на работу приезжает молодой бухгалтер, но выясняется, что на вакансию принят другой. Получив отворот – поворот, тот волею случая знакомится с Телл, очаровательной продавщицей бумажных цветов, и будучи застигнутым её бывшим любовником, получает пулю и защищаясь, убивает его. Блейк вынужден бежать, и смертельно раненого, его подбирает индеец. По следам следуют охотники за головами. Индеец со странностями, бывший в детстве в плену у бледнолицых, поняв, что его спутник не жилец, и воспринимая однофамильца любимого своего поэта возможно, как его не обретший покоя дух, решает устроить тому проводы в мир иной по обычаям своего народа. В этом варианте фильм – нечто вроде нестандартного вестерна, с погоней, перестрелками, индейским колоритом. У Джима Джармуша, со своими взглядами на кино, в любом случае не вышло бы ничего подобного канонам жанра вроде «Хороший, плохой, злой».

Заметка №3. Ад. Это слово несколько раз упоминается, впервые от чумазого мужчины в поезде, вопрошающего «Что ты забыл в этом аду?». Воспринимать буквально? А почему бы и нет? Ставишь ад как фундамент, и фильм угодливым кубиком – рубиком повернётся, выстраивая метафизическое пространство, в котором двусмысленные реплики индейца, отвратительные сцены каннибализма и давки черепа, общая почти нереальность происходящего, становятся закономерностью.
- Гори в аду!, - кричит священник из фактории.
- Я уже там, - отвечает Уильям Блейк, мертвец.

Заметка № 4. Посмертное путешествие. Когда Блейк получает пулю, на небе отчётливо показана падающая звезда. С этого момента физически – он мёртв, и всё произошедшее дальше – муки его души. Когда тело погибает, сознание ещё немного живёт. Возможно, это как сон, запутанный, длинный, охватывающий многие недели, но длящийся по нашему времени не более минуты. И сон этот затухает, когда оснащённый для последнего пути, он плывёт в каноэ в ту точку океана, где два зеркала – воды и неба, сходятся в одну линию. Место, наиболее близкое к иному миру.

Заметка №5. Уильям Блейк. Годы жизни 1757 – 1827, поэт и художник. Бунтарь, создатель Песен Неба и Ада. «Если бы каналы, через кои наши чувства воспринимают окружающий мир, были расчищены, то всё сущее предстало бы перед человеком в своём истинном виде. А пока человек уходит в себя всё глубже и глубже, и весь сущий мир он может видеть лишь сквозь узкие щели в своей пещере.» (с) Неудивительно, что Никто, потребляющий пейотль для расширения сознания и общения с великим духом, нашёл слова Блейка для себя «истинными, настоящими словами», постоянно цитируя то его стихи, то "Притчи ада" (кости мертвецов, орёл и ворона и т.д)

Заметка №6. Табак. В религиозных обрядах американских индейцев особое значение имело употребление наркотиков. Например, курение табака было настоящим культовым актом, а сам табак служил предметом поклонения.

Заметка №7. Сюрреалистичность пространства. Тот же Блейк, те же Песни.. «Поэты древности одухотворяли все предметы окружающего мира, отождествляли каждый из них с тем или иным божеством; они наделяли их именами и свойствами лесов, рек, гор, городов, целых народов…. И было так до тех пор, пока не сложились новые взгляды на мироздание, чем воспользовались те, кто пытался сделать окружающий человека мир вульгарно материальным….» (с)
В «Мертвеце» есть две точки, соединённые запутанной линией пути: верх пошлости и мерзости, город Машин, название которого скрипит как заржавевший поршень, и поселение индейцев, нищее, болезненное. Чем дальше удаляемся от города Машин, тем сюрреалистичнее, потустороннее становится пространство. Словно герой двигается от материального к сакральному, от суеты жизни к таинству смерти.

Заметка №8. Джонни Депп. Где, в какой момент так перерождается его персонаж? Когда на место скромного, аккуратного и смешного служащего, приходящего в ужас при звуке выстрела, приходит сумрачный, смирившийся, безмерно усталый человек, такой спокойный в своей усталости? Когда у него забирают очки? Или когда он роднится с мёртвым оленёнком, лежащим на жухлых листьях? Невероятная, незаметная глазу метаморфоза. Такая фатальная, такая печальная…

Заметка №9. Изменённое сознание. Мелкие, незначительные детали при общем взгляде создают ещё одну характерную черту «Мертвеца»: кино передаёт картинкой почти реальные ощущения, шаманит с восприятием зрителя, настраивает на резонанс с собой. Уильям Блейк, раненый, ослабший – и его слабость чувствуешь физически. Его сознание, то затухающее, то чёткое; его изменённый пониманием неизбежного и долгим постом разум. Смотря его глазами, мы видим глазами мертвеца – возможно поэтому виды индейского поселения так безнадёжны, все движения – словно замедленны, а слова тягучи. И очень помогает в этих ощущениях музыка.

Заметка № 10. Нил Янг. Его жёсткий гитарный саунд подчёркивает и очерчивает глубокую, депрессивную, сюрреалистичную атмосферу. Психоделика музыки аккомпанирует психоделике фильма. Не было бы гитары Нила Янга, не было бы и идеальной гармонии «Мертвеца».


Для меня «Мертвец» Джима Джармуша - уже несколько лет один из самых любимых фильмов, который подобно особенно ценному и дорогому воспоминанию, иногда извлекаешь из недр памяти и словно снова переживаешь, поддаваясь его магии, находясь словно под гипнозом. Нашёптывая Биллу Блейку, сидя рядом с ним в поезде: куда же ты едешь, глупый? Вместе с ним удивляясь словам Изгебичи, говорящего много, но не говорящего ничего. Вместе с ним тоскуя над маленьким тельцем убитого животного. Вместе с ним уходить во тьму, подхваченными течением мудрого отца вод.

Ибо есть те, кто рождён для радости беспечной. И есть те, кто рождён для бесконечных ночей...
Полезная рецензия? Да / Нет14 / 3

10 Янв. 2015 15:24 Прямая ссылка

Добавить рецензию

Dead Man

Мертвец

Режиссер

Джим Джармуш (Jim Jarmusch)

Смотреть фильмографию

В ролях

Джонни Депп (Johnny Depp) также встречается как: Депп Джонни

09 Июнь 1963 ♊ Близнецы
Смотреть фильмографию

Гэри Фармер (Gary Farmer)

Смотреть фильмографию

Криспин Гловер (Crispin Glover)

20 Апрель 1964 ♈ Овен
Смотреть фильмографию

Лэнс Хенриксен (Lance Henriksen)

05 Май 1940 ♉ Телец
Смотреть фильмографию

Майкл Уинкотт (Michael Wincott)

Смотреть фильмографию

Юджин Бирд (Eugene Byrd)

28 Авг. 1975 ♍ Дева
Смотреть фильмографию

Джон Хёрт (John Hurt) также встречается как: Sir John Hurt

22 Янв. 1940 ♒ Водолей
Смотреть фильмографию

Роберт Митчем также встречается как: Митчем Роберт, Митчум Роберт

Смотреть фильмографию

Гэбриел Бирн (Gabriel Byrne)

12 Май 1950 ♉ Телец
Смотреть фильмографию

Джаред Харрис (Jared Harris)

24 Авг. 1961 ♍ Дева
Смотреть фильмографию

Майк Доусон (Mike Dawson)

Смотреть фильмографию

Майкл МакКарти (Michael McCarthy)

Смотреть фильмографию

Мили Авитал (Mili Avital)

30 Март 1972 ♈ Овен
Смотреть фильмографию

Билли Боб Торнтон (Billy Bob Thornton)

04 Авг. 1955 ♌ Лев
Смотреть фильмографию

Альфред Молина (Alfred Molina)

24 Май 1953 ♊ Близнецы
Смотреть фильмографию

Мишель Траш (Michelle Thrush)

Смотреть фильмографию

Награды

Кинопремия «European Film Award 1996»

Победитель в номинации:
Кадры из фильма.

Новости

Факты
Онлайн
Похожие
Отзывы

Фильм в 65-и коллекциях

185 пользователей рекомендуют

Смотреть все
В рекомендации

Альтернативное описание

Альтернативное описание фильма:
Дикий Запад второй половины XIX века. Молодой бухгалтер Уильям Блейк отправляется в некий город Машин, где надеется получить место на крупной фабрике. Но его надеждам не суждено сбыться: он опоздал и вакансия занята. В местном баре, куда в полном отчаянии заходит Уильям, его подстерегает новая беда: в результате нелепо вспыхнувшей ссоры погибает сын всемогущего владельца фабрики, и ...
Показать все факты

Смотреть онлайн

Найти в YandexНайти в Google

Рецензии к фильму

Кто для радости беспечной, Кто для ночи бесконечной...
10 Янв. 2015 15:24
Некогда кроткий, опасным путём Шёл праведник Долиною смерти.
Уильям Блейк. «Единоборство» Фильм – загадка, фильм – танец, фильм – меланхолия. Сколько раз не пересматривай, никогда не откроет он своё нутро, ...
Добавить рецензию

Похожие

Фильмы похожие на Мертвец

загрузка

Добавить Сообщение
Всего сообщений 181
shtryh
+128
-156
Как то совсем НЕ ОЧЕНЬ!
Меня еще угораздило посмотреть этот "шедевр" в переводе гоблина :smile257:
Возможно от нормального перевода не так бы испортилось впечатление.
Хотя снято хорошо и ощущение дикого запада на высоте!
Vladimir VIadimir
+37
-85
"Ты Уильями Блэйк", "да это я, вы знаете мои стихи" Остальное без слов. фильм конечно не ого го но есть моменты интересные. Ставлю восьмерку . Смотрите сами.
Доктор Верховцев
+214
-252
Бусы и одеяла
Фильм в моем личном хит-параде входит наверное в 20ку лучших фильмов всех времен и народов.
Единственное, что производит тягостное впечатление - это комменты о фильме в интернете.
Мертвецы...кругом мертвецы и их жертвы.
С другой стороны, отчасти, это понятно, фильм мощнейшим образом разрывает шаблоны, отбрасывает табу. Убивает уже почти вековые голливудские и исторические сказки. Реальность настолько обнажается, что многие просто не в состоянии ее воспринять.
Ну что ж, вам надо дать табака.... :smile73:
СССРовец!!!!
+281
-278
Интересная постановка. Посмотрел с удовольствием. Депп в этом фильме просто великолепен.
uncleasya
+143
-103
Пересмотрел с огромным удовольствием. Но фильм безусловно не для всех.
newsharm777
+7
-3
Потрясающий фильм! Диалоги, индеец, Депп, ч/б съемки, музыка, немногословность - это что-то удивительное.
А если еще подумать над глубокой идеей, что это не просто фильм о приезде бухгалтера на Дикий Запад и его злоключениях, а переход души из одного мира в другой... То тут вообще прям в дрожь бросает.
Сильный фильм. Но исключительно для гурманов и поклонников творчества специфичных режиссеров. Здесь нужно просто наслаждаться атмосферой.
AlPo
+24
-33
а почему идея не понятна?
красивое повествование от том, как планктон в безвыходной ситуации вынуждено мутирует в талантливого убийцу. причем продукт мутации значительно превосходит местных профессионалов, пыжущихся создать ему конкуренцию.
депп - не хуже чем в шоколадной фабрике).
имхо - единственный толковый фильм джармуша, который можно пересматривать бесчисленное множество раз.
з.ы. гитарное соло нэйла янга весьма в кассу!
9 из 10.
Shadow
+235
-201
Какое варварство, взять и убить два часа на просмотр мутотени. Смотрел по наводке одного "киногурмана", сейчас хочу этому любителю тягомотины скатать извилины в пучок. Собственно, это мое мнение, не претендующее ни на что, тем более, что Депп никогда не нравился - слащавый какой-то, одно слово - румын!
seventh
+59
-78
Varul пишет:
Некоторые пишут, что не поняли идею фильма...
Зачем искать то, чего нет. Почему автор обязательно должен что-то подразумевать?
Джармуш снял прекрасный фильм. Прекрасным получился потому, что он снимал просто вариации на свободную тему. Что приходило в голову, то и изображал. Этот лёгкий полёт мысли очень чувствуется: людоед, случайные и комичные поступки, которые потрясают своей естественностью и спасают героя. Никакая идея за этим не прячется. Автор купался в своих фантазиях и много в том преуспел. ИМХО

но это же не правда друг
афтар как раз очень много чего подразумевал
Varul
+82
-96
Некоторые пишут, что не поняли идею фильма...
Зачем искать то, чего нет. Почему автор обязательно должен что-то подразумевать?
Джармуш снял прекрасный фильм. Прекрасным получился потому, что он снимал просто вариации на свободную тему. Что приходило в голову, то и изображал. Этот лёгкий полёт мысли очень чувствуется: людоед, случайные и комичные поступки, которые потрясают своей естественностью и спасают героя. Никакая идея за этим не прячется. Автор купался в своих фантазиях и много в том преуспел. ИМХО
AJDJ
+222
-168
Фильм авторский, значит может понравится, а может и нет, но несомненно снят мастерски атмосферно.
Каляда
+60
-118
Прекрасная роль Джонни , в прекрасном фильме , наполненном образными метафорами .
Конечно не каждой голове подойдет эта шапка .
HypnoticGaze
+140
-101
Ну если честно,то меня фильм не особо впечатлил,слишком он затянутый и скучный,да и игра Деппа не особо по радовала.Если бы этот фильм сняли где то в 2000 ных и цветным,то может бы что то хорошее и получилось,а так...:smile14:
alien30
+49
-56
черно-белый видеоряд все меняет, представьте себе ее в цвете, конечно кто визжит от трансформеров проходят мимо, да я думаю они проходят мимо всего интересного, и впитывают только дерьмо, Игги Поп в женской одежде готовящий бобы для своих любовников угарный момент
seventh
+59
-78
FESS/Witcher пишет:

Но я его всё равно не понял
Оценка: 5 из 10.

Осторожно - спойлер!
главный герой умер в самом начале
Никто - его проводник
всадники олицетворяют прошлое
ну и так далее


Добавить Сообщение