Базовые приемы съемочного процесса кино: их стоит знать

опубликована

Съемочный процесс представляет собой не только искусство, а это бесспорно, но и кропотливую продуманную работу над малейшими деталями, от которых зависит не просто готовый кинопродукт, а эффект, который тот произведет на потребителя.

Как ни крути, а фильмы и сериалы представляют собой ещё и товар.

Диалог без прекращения движения

В случае, когда окружение главного героя не выполняет ключевой роли в кадре, ему придают динамичности, чтобы сцена не представляла собой диалог между статичными персонами, всего лишь шевелящими губами. При помощи таких приемов удается перемещать персонажей, избегая монтажной склейки и демонстрируя оживленный задний план, либо же обеспечивая оживление перед определенным событием.

Качественные примеры таких приемов. В фильме «Ла-Ла Ленд» выходящие из кафе герои разговаривают о чем-то несущественном, при этом двигаясь и потом продолжают беседу в джаз-клубе, когда речь касается джаза. В сериале «Доктор Хаус» герои постоянно двигаются и при этом обсуждают диагнозы. Подобные диалоги в кабинете могли быть не так интересны.

Действие укладывается в один кадр

В данном случае имеет место ухищрение оператора. Сцена будто бы снимается одним кадром, но на самом деле дубли попросту меняются в незаметных либо темных местах. Таким образом зритель не замечает подвоха. Такие хитрости используются для создания эффекта реалистичности, усиления напряжения и просто для вовлеченности зрителя в разворачивающиеся на экране события. И не стоит забывать, что кинематографисты хотят показать, что они умеют делать.

Кадр же представляет собой единицу измерения жизни и потому однокадровая съемка предстает в качестве видения мира, а не в качестве стиля или некоей позиции режиссера. В этом вопросе важна не длительность, а емкость кадра, гармония и пластичность и конечно, жизнеподобие. Но зрителю может быть тяжело воспринимать подход «одна сцена – один кадр», потому как происходит непрерывное существование героя в пределах сцены.

В качестве хороших примеров имеются два проекта.  Весь фильм «Бёрдмэн» выстраивается на приеме длинного кадра.

И конечно «Kingsman: Секретная служба» также прибегнул к такому приему.

Наличие за кадром голоса

В данном случае имеется хитрость сценария. Комментарии, исходящие чаще всего от главного героя, не должны быть повторением происходящего на экране. Комментарии же касаются той части киноистории, которая не представлена в кадре и осталась за ним.

В качестве хороших примеров исполнения данного приема выступает кинолента «Бойцовский клуб», а также фильм «Игра Молли» («Большая игра»), в котором зритель и вовсе получает ликбез по игре в покер.

Кадр в черно-белых тонах

Таким образом проявляется хитрость монтажа. Черно-белые кадры применяются в кинематографии по разным причинам. Нередко так проявляются экскурсы в прошлое, то есть банальные воспоминания. Порой при помощи такого приема имитируют старое кино, как в фильме «Артист». Иногда просто потому, что это красиво, как в работе «Город грехов». Не менее интересным приемом выступает сочетание черно-белого формата с цветной вставкой. Такие приемы направлены на выделение определенных сцен, и это работает по типу капс лока на фоне текста из прописных букв.

Хорошим примером выступает фильм «Список Шиндлера», в котором девочка в красном пальто представлена в сцене с массовым убийством лиц еврейской национальности в гетто.

Применение зональной линзы

И этот прием относится к арсеналу операторских хитростей. Зональная линза – это дополнительная линза, прикручиваемая к камере. Линза только половину объектива закрывает и дает возможность создать вторую точку фокусировки. Иногда необходима фокусировка на объекте, и на переднем, и на заднем плане. А этого одной линзой не сделать.

Сцена от лица персонажа

И эта хитрость также зависит от оператора и его умения. В кадре демонстрируется  только то, что предстает перед главным героем, и зависит оно исключительно от его видения. В качестве хорошего примера можно привести фильм «Область тьмы», когда герой после употребления препарата начинает видеть то, что прежде избегало его взгляда, именно всякие детали. Кстати, и цветовая гамма из тусклой сменяется красочной, что соответствует измененному состоянию героя.

Также хорошим примером применения данного приема выступает фильм «Шерлок». Проявление дедукции героя как раз подчеркнул данный прием.

Представление объективной и субъективной точки зрения

Очередная операторская  хитрость позволяет разделять объективность и субъективность взгляда зрителя, сфокусированного камерой на герое посредством кадра. Если же кадр не акцентирует внимание на каком-то определенном персонаже, то значит, представлена объективная точка зрения, и зритель видит то, что происходит на самом деле. При акцентировании внимания представлена субъективная точка зрения на том, о чем думает или что чувствует герой.  

Транстрав

Чтобы понимать, что представляет собой данная операторская хитрость, необходимо иметь представление об устройстве фотоаппарата, представление о том, что такое фокусное расстояние  как оно может меняться. В противном случае пояснение того, что такое транстрав может свестись к пояснению о том, что это передача мощного эмоционального потрясения героя, как отрицательного в виде страха, так и положительного в виде проявления любви.

Кстати, когда героя нет в кадре, то транстрав применяют для передачи тревоги.

Так званный взгляд Бога

При помощи данной операторской техники и используя вид сверху демонстрируют войско, пошедшее в атаку, то есть передают масштабность сражения. Если же показывать отдельно взятого воина, то это лишь демонстрация человека в толпе, а не масштабность боя. Если выхватить отдельно взятое тело из всех мертвых на поле боя, то оно укажет на одиночество. Вот почему применяется вид сверху.

Крушение четвертой стены

Данный прием требует как хитрости сценария, так и тонкости операторской работы. Сцена, именуемая разрушением четвертой стены, имеет предназначение в виде обращения героя к зрителю. Герой бросает предмет в зрителя либо совершает какое-либо иное действие, при этом имитируя интерактивность с человеком, находящимся по ту сторону экрана.

В качестве хорошего примера следует привести фильм «Дэдпул». Благодаря операторской работе у зрителя складывается впечатление, что персонаж и сам понимает, что находится в фильме и обыгрывает данный факт.

Применение полиэкрана

Данный прием представляет собой хитрости монтажа. При такой технике экран разделяют на части для показа разных кадров причем одного и того же действия, чтобы как бы произвести сравнение. Причем самый распространенный случай применения распространяется на телефонный разговор. Довольно хорошим примером применения данной техники можно назвать фильм «500 дней лета», когда представлена сцена «ожидание/реальность».

Использование нецензурной лексики

А эта хитрость сценария используется для колоритности образа героя. Кстати, нередко цензура пресекает подобные приемы. Если же бандита лишить сленга, брани, то он, как персона утратит часть образа. Некоторые изречения не сказать иначе, как с матом. А фальш в искусстве выглядит недопустимо.

 

grafiskaira
02 Сен. 2022

0 /0

  • Еще никто не голосовал