7 фильмов с элементами антиутопии, киберпанка и биопанка, которые оценят ценители футурологии

опубликована

В это может быть довольно сложно поверить, но киберпанк значительно ближе, чем кажется. По сути, он уже здесь. Пусть у человечества и пока нет высокотехнологичных нейроимплантов, а наиболее прогрессивные роботы-андроиды пока только предлагают блины в «Теремке». На самом деле, всё это – лишь эстетика киберпанка.

Киберпанк описывается простым предложением – high tech, low life (высокие технологии, низкий уровень жизни). И если внимательно осмотреть окружающий мир – то развитие прогресса значительно опережает гуманизм. Интернет, который мог бы подарить знания миллиардам людей на земле, используется для обсуждения новостей, просмотра порно и видео с котиками. Купив дешёвые продукты питания в какой-нибудь «Пятёрочке», состоящие из неизвестных науке веществ, можно расплатиться за них умными часами, смартфоном или просто бесконтактной картой. Роботы, которые могли бы подарить человечеству свободное время для наслаждения жизнью, на самом деле отбирают рабочие места.

И если подойти к киберпанку именно с этой точки зрения, то выяснится, что какая-нибудь общепризнанная «Матрица» – вовсе не эталон жанра. Да, там роботы поработили человечество и подключили его к виртуальной реальности, но люди на самом-то деле не страдают – они «живут» как обычно. В этом плане даже «Валл-И» – больше киберпанк, чем «Матрица».

Поэтому мы подготовили 7 фильмов в жанре киберпанк, которые стоит посмотреть для ознакомления с особенностями миров high tech, low life.

«Кодер» (Cypher)

Обычно киберпанк рассказывает о жизни в мире, подконтрольном всяким крупным корпорациям. Но о том, что эти самые компании постоянно ведут между собой серьёзные войны, почему-то умалчивается.

«Кодер» – шпионский боевик о корпоративных войнах. Стоит отметить, что из-за реалистичного, пусть и довольно запутанного сюжета, он довольно сложен для восприятия. Главный герой – Морган Салливан, бывший бухгалтер, который страдает экзистенциальным кризисом. В попытках разрешить свои психологические проблемы он устраивается работать в компанию «ДиджиКорп» «тайным агентом», в задачи которого входит промышленный шпионаж. Он посещает всякие семинары и конференции, передаёт секретные данные третьей стороне, а потом выясняет жуткую правду. «ДиджиКорп» на самом деле стремится к превращению своих сотрудников в послушных «зомби» посредством «промывания мозгов».

После этого жизнь Салливана меняется в очередной раз. Он становится сначала двойным, потом тройным агентом, и пытается выяснить, кто же стоит за всеми этими корпоративными войнами.

«Кодер» отличается ещё и весьма характерным визуальным стилем. Фильм был снят за сущие копейки (7,5 миллионов долларов) и поэтому большая часть его действия происходит в однообразных офисных помещениях. Но этим же «Кодер» и отличается от других киберпанк-боевиков – вместо «неоновой ночи» зрителю показывают весьма реалистичную картину, которая происходит прямо здесь и сейчас. И это пугает.

«Сфера» (The Circle)

Драма с Эммой Уотсон и Томом Хэнксом переворачивает устои жанра, демонстрируя развитие киберпанка со стороны так называемых «злобных корпораций».

Главная героиня Мэй Холланд после выпуска из университета устраивается на работы в компанию «Сфера». Эта корпорация создала продуманную социальную сеть и инструмент для объединения банковских сведений о клиентах. Но на этом компания не собирается останавливаться. Сначала она выпускает SeeChange – крошечные камеры, которые передают онлайн-видео в высоком разрешении. Инструментом тут же начинают пользоваться политики для того, чтобы продемонстрировать чистоту своей работы. Но некоторых людей эта идея «всеобщей прозрачности» не радует.

«Сфера» демонстрирует, как компании в стремлении к тому, чтобы сделать что-то хорошее, переходят границы приватности. Она также поднимает вопросы о необходимой и обязательной «прозрачности». В какой момент технологии станут настолько «заботливыми», что даже «контролирующими»?

Если не хочется смотреть полуторачасовой фильм, то можно просто обойтись 40-минутной серией «Чёрного зеркала» под названием «Архангел». Она поднимает те же вопросы.

«Апгрейд» (Upgrade)

Одним из самых больших страхов современного человечества является искусственный интеллект. Что случится, если он выйдет из-под контроля?

«Апгрейд» эксплуатирует эту тематику. Действие фильма разворачивается в недалёком, но весьма технологичном будущем, где почти все носят разные нейроимпланты, кроме главного героя. Он вообще ретроград и далёк от всякого хайтека, просто занимается ремонтом старых машин. Но в какой-то момент он попадает в автомобильную аварию, после чего оказывается парализован ниже пояса. В качестве метода экспериментальной медицины герою предлагают вживить сверхсовременный чип с искусственным интеллектом, который поможет и ходить, и просто разовьёт у персонажа сверхчеловеческие способности. От такого подарка судьбы не стоит отказываться. Вот только чип начинает подавлять личность героя…

Кроме мрачноватого посыла, «Апгрейд» может похвастаться отличной динамикой. Это – добротно снятый и весьма оригинальный боевик со множеством нестандартных экшен-сцен.

«Странные дни» (Strange Days)

Несмотря на отсутствие неоновых огней и кибернетических имплантов, это, по сути, эталонный киберпанк. Он исследует развитие самых низменных страстей человечества через призму высоких технологий.

В мире «Странных дней» существует устройство, называющееся СКВИД. Оно записывает все ощущения, чувства и воспоминания носителя. И, разумеется, СКВИД активно используется для производства нелегального порно. Его носят проститутки. А покупатели дисков просто испытывают ощущения от секса.

Главный герой фильма пытается расследовать убийство одной из проституток. Для этого он использует СКВИД и «скачет» из одного воспоминания в другое, наблюдая за чередой изнасилований, избиений, ограблений и прочего low life.

«Нирвана» (Nirvana)

Снова классический, канонический киберпанк. Здесь есть искусственный интеллект и осознавший себя персонаж компьютерной игры, который молит о смерти; хакер, продавший свои глазные роговицы, чтобы приобрести новое оборудование; техник, лишённая памяти, но при этом легко взламывающая любые системы; финансовые конгломераты и могущественные корпорации.

Сам фильм считается классикой киберпанка как жанра. Однако стоит отметить, что в основном он исследует механизмы психологического преодоления и развития. Поэтому самой техники и технологии в нём не так уж много, но вот low life на фоне могущественных корпораций и виртуальных реальностей – более чем предостаточно.

«Версия 1.0» (One Point 0)

«Версия 1.0» — это психологический хоррор. В нём довольно мало «киберпанка», но картина исследует схожие тематики.

Главный герой – программист Саймон, который живёт в небольшой старой квартире и практически не покидает её. Каждый день он работает над сложным кодом – но завершить проект никак не может. Кроме того, он регулярно находит в квартире бумажные пакеты, которые не оставлял. И ещё у Саймона появилась нездоровая привязанность к молоку Nature Fresh.

Пытаясь разобраться, кто именно оставляет бумажные пакеты, Саймон встречается с соседями. Первый в своей квартире создал робо-голову, наделённую искусственным интеллектом. Второй – разработал компьютерную игру в виртуальной реальности, симулятор секса. А ещё им нравится кола и апельсиновый сок.

«Версия 1.0» исследует идею «промывки мозгов», которая происходит не мгновенно, а постепенно. И она демонстрирует, как меняется жизнь человека, становящегося «корпоративным зомби». Фильм тяжёлый и гнетущий – но, в принципе, «солнечного киберпанка» практически не существует.

«Потрошители» (Repo Men)

В отличие от предыдущих картин в списке, которые в большинстве своём представляют собой мрачное, медлительное, атмосферное путешествие по миру киберпанка, «Потрошители» – яркий и насыщенный боевик. Но это совершенно не мешает ему демонстрировать жестокость корпораций и будущего.

2025 год. Корпорация Union разработала искусственные органы, которые почти как настоящие, только лучше. И ещё очень дорогие, поэтому люди в большинстве случаев приобретают эти «запчасти» в кредит. Но есть условие – при просрочке платежа на 96 дней орган изымается компанией. Прямо из тела должника.

Главные герои «Потрошителей» – это «коллекторы будущего». Они выслеживают должников корпорации Union и извлекают из них органы. Вот только однажды неаккуратная операция по изъятию имущества компании приводит к тому, что коллектор-потрошитель сам становится должником. И срок в 96 дней быстро истекает.

«Потрошители», на самом деле, являются «прилизанной» версией ещё более мрачного, кровавого и жёсткого фильма-мюзикла – «Рипо! Генетическая опера».

romannn70
11 Дек. 2020

0 /0

  • Еще никто не голосовал