Персона (1966)
Persona
- Год
- Страна
- Жанр
- Режиссер
- Актер
- Ещё
Смотреть
Создатели
Экранизация по произведению
Режиссер
В ролях
Биби Андерссон
Лив Ульман в роли Элисабет Фоглер
(Liv Ullmann)
Маргарета Крок в роли The Doctor
(Margaretha Krook)
Гуннар Бьёрнстранд в роли Мистер Фоглер
(Gunnar Björnstrand)
Ёрген Линдстрём в роли Elisabet's Son
(Jörgen Lindström)
Йорген Линдстрем
Свен Нюквист
(Sven Nykvist)
Продюсер
Сценарий
Оператор
Композитор
Художники
Монтаж
Рецензии
рецензий пока нет
Психологическая драма, в которой раскрывается одна из важнейших проблем современного мира, когда, несмотря на казалось бы нормальное течение профессиональной и личной жизни, человек вдруг ощущает одиночество и бессмысленность своего существования. Будучи знаменитой актрисой, госпожа Фоглер внезапно замолкает прямо во время спектакля и с тех пор перестает разговаривать со всеми. Пребывание в больнице показывает, что психически она здорова. Медсестра Альма должна вывести ее из этого состояния, и они отправляются вдвоем к морю, где им предстоит нелегкие дни общения.
Награды и номинации:
- Номинация на премию Британской киноакадемии 1968: Лучшая иностранная актриса (Лив Ульман)
- 2 премии Золотой жук (Шведская киноакадемия) 1968: Лучшая актриса (Биби Андерссон) и Лучший фильм
- Номинация на премию Национального общества киножурналистов 1968: Лучшая режиссура - Иностранный фильм
Новости
grafiskaira
17.04.2021
Кошмар романтика: десятка культовых любовных лент
Тяжелый разрыв с любимым человеком или огорчение из-за первого свидания настигло обывателя? А может быть, все наоборот – свидание прошло отлично, но что-то смущает и не дает сделать следующий шаг? Подобные проблемы неоднократно настигали миллионов людей, и восприимчивым особенно сложно справляться с личными драмами. Но в жизни бывают ситуации, куда более трагичные, на фоне которых подобные проблемы могут показаться детской шалостью.
Предлагаем подборку из десяти фильмов о влюбленных, в судьбе которых все сложилось невероятно трагично.
Лучшие режиссеры мира рассказали свои поучительные истории, чтобы показать, насколько разрушающей может оказаться сила любви.
«Одержимая», 1981г.
Фильм с Сэмом Ниллом и Изабель Аджани, которые играют влюбленную пару. Пока Марк находится в отъезде по служебным делам, Анна изменяет ему, при этом ведет себя совершенно неадекватно, будто она одержима дьяволом. Постепенно она сходит с ума, и ее воображение рисует совершенно невероятное существо, которое полностью поглощает ее внимание, и она напрочь забывает о муже и ребенке. А затем в какой-то момент Марк вдруг осознает, что воспитательница его сына как две капли воды похожа на Анну, отличаясь от нее только цветом глаз и напоминая ангела.
Работая над фильмом, режиссер переживал сложный развод, и снятый им мистический хоррор о сложностях семейной жизни в некотором смысле стал продолжением его собственной истории. В картине воплощена идея Стендаля о том, что из-за любви человек наполняет свой объект страсти смыслами, доступными только ему самому. Но это не настоящая любовь, а всего лишь иллюзия, потому что человек видит только то, что хочет видеть, не замечая истины. Так и Марк с Анной одержимо увлечены образами, которые нарисовало их воображение.
«А теперь не смотри», 1973г.
Лора и Джон – идеальная семья, но в их жизни случается жуткая трагедия – в пруду утонула их дочь. Проходят годы, и супруги отправляются в Венецию, где Джон работает над реставрацией готического собора. Поначалу возникает ощущение, что их жизнь наладилась, они пылают страстью, занимаются сексом, наслаждаются друг другом. Но затем в живописнейшем городе на воде начинает происходить нечто странное – все вокруг напоминает о пережитом горе. Водная гладь каналов Венеции становится иллюзией, и Джон постоянно видит фигуру ребенка в красном плаще, который точь-в-точь напоминает тот самый плащ, что был у его погибшей дочери…
Фильм снят безупречно с эстетической точки зрения и соответствует всем канонам жанра. Героям никак не удается избежать трагической развязки, но при этом они питают искренние чувства друг к другу. Постепенно Джон сходит с ума, а Лора не может ничего сделать, чтобы спасти его – он не слышит ее и слишком увлекается своими переживаниями, все больше приближаясь к собственной гибели.
«Антихрист», 2009г.
В жизни героев «Антихриста» тоже разыгрывается драма – погибает их маленький ребенок, после чего в семье начинают происходить мистические и пугающие события, а недавно счастливые супруги превращаются в две стороны вечного противостояния. Разрушающего противостояния между женским и мужским началом…
Трагическая случайность унесла жизнь малыша ровно в тот момент, когда его родители были поглощены своей любовью и страстно занимались сексом, оставив ребенка одного в комнате. После того, как сын погиб, его мать впадает в жуткую депрессию, обвиняя себя в случившемся. Пытаясь немного отвлечь жену от переживаний, ее муж устраивает ей каникулы за городом и отвозит в старую хижину в лесу. Время, проведенное наедине с природой, должно помочь ей отвлечься и обрести покой. Но вместо этого в лесной чаще в женщине просыпается мистическое начало, словно ею завладела невидимая сила, сама природа. Противостояние рационального и иррационального начал приводит к еще одной трагедии, пережить которую вряд ли удастся им обоим.
«Автокатастрофа», 1996г.
На первый взгляд может показаться, что брак героев этого фильма, снятого Дэвидом Кроненбергом, идеален. С внешними атрибутами благополучия у них все в полном порядке – они успешны в профессии, живут полной жизнью и не стесняются делиться друг с другом рассказами о своих сексуальных приключениях, их отношения построены на полной свободе. Есть ли между ними любовь – это большой вопрос, но совершенно точно они являются друг для друга хорошими друзьями, близкими людьми. И вот это удобное сосуществование продолжается в жизни Джеймса и Катарины ровно до тех пор, пока Джеймс не попадает в автомобильную автокатастрофу. После того, как это случилось, он стал ассоциировать сексуальное удовольствие с пережитой во время аварии болью и ощущением опасности, и свою жену он начал вовлекать в свою опасную игру.
В этом фильме режиссер следует главной идее о том, что физическое существование является мучительным, и лишь смерть помогает обрести истинную свободу. Джеймс и Катарина могут лишь в один-единственный миг ощутить свободу – в точке наивысшего наслаждения. Секс для них стал средством избавления от невыносимого бремени бытия.
«Лето с Моникой», 1953г.
На живописном острове двое влюбленных проводят счастливое лето, наслаждаясь обществом друг друга и отсутствием рядом других людей. Здесь они словно Адам и Ева, а может быть – Ромео и Джульетта, но счастье их было недолгим, и вскоре короткое скандинавское лето закончилось. По возвращении в город они вскоре поняли, что оказались изгнанными из своего рая, и в каменных джунглях их светлое чувство не может выжить. Слишком много соблазнов окружает их в цивилизации, и для любви эти соблазны оказываются губительными.
Пытаясь разобраться в себе, своих чувствах, Моника обращается к зрителю, грань между нею и зрительным залом стирается в тот момент, когда она смотрит прямо в глаза нам, находящимся по ту сторону экрана.
«Живем один раз», 1937г.
Ставшие культовыми герои Бонни и Клайд – воплощение образа бунтаря и его верной спутницы, которые противостоят правосудию и трагически погибают. Впервые эта парочка появилась на экране задолго до выхода легендарного фильма – первый раз экранная пара погибает на сельской дороге в Луизиане в картине 1934 года, а в 1936 году вышла еще одна экранизация этой истории. Немецкий режиссер Фриц Ланг одним из первых снял кино в стилистике нуара, в его картине на протяжении всего пути героев над ними нависает неотвратимость трагедии и предчувствие ужаса.
Красной нитью сквозь творчество Ланга проходит идея о борьбе человека против толпы. И в фильме «Живем один раз» к этому тезису подмешивается любовная линия. Главные герои Эдди и Джоан оказались жертвами судебной ошибки, и теперь они вынуждены противостоять всей системе. Шансов выжить у них практически не имеется. Они обречены, несмотря на свою невиновность.
«Ужасные дети», 1950г.
Снятая после окончания Второй мировой экранизация пьесы Жана Кокто, в центре внимания в которой оказываются брат и сестра, зрителю хорошо знакома в интерпретации Бернардо Бертолуччи. В его картине акценты смещены в сторону эротического. Что касается фильма «Ужасные дети», то он гораздо более сложен для восприятия, поскольку в нем предпринята попытка детализировать механизм возникновения любви, разобрать его на мельчайшие детали.
После того как мать Поля и Элизабет умерла, они остались вдвоем в огромной квартире в Париже… Брата и сестру связывает особое чувство, их душевная близость не всем понятна, они никак не могут повзрослеть и ведут себя по-ребячески, дурачась и часто ссорясь. Время от времени их навещает друг Поля – Жерар – питающий чувства к Элизабет, но скрывающий свою любовь. Однажды все трое отправляются к морю, в свое первое самостоятельное путешествие, а вернувшись в Париж, Элизабет знакомится с Майклом, за которого собирается выйти замуж, но этого не происходит из-за гибели Майкла в автокатастрофе. Унаследовав от жениха все его состояние, Элизабет начинает жить в его особняке, а вскоре к ней приезжает Поль, а затем и Жерар вместе со своей подругой Агатой. Отношения между молодыми людьми запутываются все больше, но вряд ли их ждет счастливый финал…
«Персона», 1966г.
В центре внимания – актриса Элизабет Фоглер, которую играет Лив Ульман. Элизабет страдает очень странным психическим заболеванием, которое никто не может объяснить, но из-за этого она однажды не смогла говорить во время спектакля. Чтобы вылечиться от заболевания, Элизабет отправляется на изолированный от цивилизации остров, где за ней будет присматривать медсестра по имени Альма. Вдали от людских глаз отношения между актрисой и ее сиделкой обостряются до предела. Спустя некоторое время, Альма начинает осознавать, что чрезмерно увлечена своей подопечной, которая все время молчит… Это увлечение настолько сильно, что Альма теряет грань реальности и полностью растворяется в Элизабет.
Фильм «Персона» очень поучительный, в нем прослеживается вполне понятная и простая мысль – порой страсть и чрезмерная близость способны стереть границы личности, вследствие чего люди теряют себя. Эта близость приводит к тому, что в определенный момент становится непонятно, где Альма, а где Элизабет, и кто из них кто… Роскошный кадр наложенными друг на друга крупными планами героинь вошел в историю кинематографа, став визуальным воплощением всепоглощающей любви.
«С широко закрытыми глазами», 1999г.
Над своим последним фильмом Стэнли Кубрик работал на протяжении почти пяти лет и закончил его за несколько дней до своей кончины. «С широко закрытыми глазами» – это блестящая психологическая мелодрама о сложностях брака, в которую добавлены элементы детектива и конспирологии. Брак доктора Уильяма Харфорда и его супруги Элис выглядит идеальным, но однажды наступает момент, когда отношения оказываются под угрозой. Причиной кризиса становятся пережитые эмоции после одной зажигательной вечеринки, когда и Уильям, и Элис осознали, что их тянет к другим людям. Обсудив это между собой, они начали искать способы реализовать свое сексуальное влечение, и каждый из них идет своим путем. В кульминационной сцене Уильям принимает участие в оргии, которая проходит в некоем особняке за городом.
Поначалу Уильям и Элис совершенно не задумывались о природе чувств, которые испытывают друг к другу, они влюблены и воспринимают свою любовь как нечто абсолютно гармоничное, каким и должно быть семейное счастье. Но по мере развития сюжета они теряются и не могут осознать всю глубину той пропасти, в которую заглянули. Их счастье оказалось очень хрупким, и, несмотря на то, что в конечном итоге они остаются вместе, никто не может дать стопроцентной гарантии, что им удастся сохранить прежнюю гармонию.
Удивительно, как кино может внести коррективы в реальную жизнь. Роли главных героев исполняли Том Круз и Николь Кидман, которые на тот момент были самой звездной парой Голливуда. Но брак актеров не выдержал испытания затянувшимися съемками, и они расстались вскоре после того, как фильм вышел в прокат.
«Ад», 1964г.
После того, как трагически погибла жена Анри-Жоржа Клузо, он начала работу над объемным сценарием фильма «Ад», в центре которого поместил тему всепожирающей ревности. 60-е годы были эпохой для всевозможных кинематографических экспериментов, и Клузо в своем масштабном проекте предпринял попытку совершить революцию. С его невероятным талантом это не было проблемой, ведь даже его ранние работы стали признанными шедеврами, что уж говорить о фильме, для создания режиссер получил неограниченные возможности от студии Columbia Pictures.
Казалось бы, все располагает к успеху – гениальный режиссер, огромный бюджет, глубокий сценарий, но с первых дней начались проблемы. Серж Реджани, утвержденный на роль главного героя, не выдержал напряженного графика съемок и вышел из проекта, сославшись на болезнь. После того, как он ушел, Клузо прорабатывал фантазийные эпизоды только с Роми Шнайдер, но из-за переутомления сам попал в больницу с сердечным приступом. Фильм так и остался незавершенным…
Спустя тридцать лет после этих событий, Клод Шаброль снял одноименный фильм по сценарию Анри-Жоржа Клузо, а Серж Бромберг в 2009 году подготовил документальный фильм под названием «Ад Анри-Жоржа Клузо», используя отснятые материалы Клузо. Глядя на эти кадры, мы можем только догадываться, что именно пытался донести автор. Название фильма говорит само за себя. Клузо в своих фильмах продвигает идею о разрушающей силе любви, которая не спасает, а часто становится причиной многих трагедий. Переживая утрату любимой жены, которая была для Анри-Жана Клузо еще и соавтором и актрисой, режиссер не смог справиться со своим горем. Он не нашел утешения в творчестве, и это лишь усугубило его личную трагедию…
grafiskaira
28.09.2022
Игры женской психики в кинематографе
Психика человека непростой механизм, а уж женская и подавно, поскольку она более лабильна и подвержена воздействиям, как внешним, так и внутренним. Любые конфликты, проблемы со здоровьем, неудачи могут отразиться на психологическом состоянии женщины, и в некоторых случаях может произойти нечто непредвиденное и возможно даже жуткое. А кинематография любит такие истории, хоть реальные, хоть литературные, превращать в визуальный сюжет.
«Пианистка», 2001г.
Профессор музыки Эрика Кохут достигла средних лет, но продолжала жить с пожилой матерью, которая строго контролировала её жизнь, не позволяя вольностей в выборе одежды и времяпровождении, не говоря уже о встречах с мужчинами. Эрику уважают на работе, и студенты норовят попасть к ней на уроки. Среди её учеников окажется талантливый парень, несколько старше других ребят, и проникшийся к профессору симпатией. В скором времени Эрика допустит неожиданную интрижку. Вот только она страдает извращенными фантазиями и парень, который добивается её расположения, озадачен предлагаемыми отношениями.
«Персона», 1966г.
Актриса Фоглер достигла популярности и могла радоваться тому, как сложилась её жизнь. Чувство одиночества оказалось невероятно сильным, и оно смогло сразить Фоглер. Ощущение бесполезности становится все более сильным. Во время одного из спектаклей актриса неожиданно умолкает и более не может говорить. Обследование, которое прошла актриса, не выявило нарушений. Медсестра Альма считает, что актрисе необходимо отправиться к морю, и готова её туда сопровождать.
«Три женщины», 1977г.
Прибыв в коммуну, расположенную в Калифорнийской пустыне, Пинки Роуз покидает это место вместе с Милли Ламморо. Обе были родом из Техаса и работали в одном учреждении. Милли проживала в комплексе для одиноких людей, а свободное время проводила в баре, где собирались мотоциклисты. Пинки, приехав к Молли, подружилась с беременной супругой Эдгара Уилли. Три женщины сталкиваются с несколько необычной ситуацией.
«Пикник у висячей скалы», 1975г.
Несколько учениц школы отправились провести пикник у Висячей скалы, находящейся в Австралии в штате Виктория. Хозяйка школы побоялась отпускать девушек самих и разрешила им совершить прогулку с сопровождением. Мисс Патье и учительница математики мисс Макгро отправились вместе с девушками. Поход обещал быть приятным и уж точно не нес смертельной угрозы, но из него девушки и женщины не вернулись.
«Валери и неделя чудес», 1970г.
Тринадцатилетняя Валерия, как и полагается подростку, намеревается вступить во взрослую жизнь, а потому открыта тому, что таковую сопровождает. И первым проявлением взрослости становится любовная увлеченность. Но чувство первой любви, попытка разобраться с сексуальной стороны собственной личности и подсознательными проявлениями пробуждения таковой, сочетаются с сомнамбулизмом, потерей ощущения реальности.
«Ящерица в женской коже», 1971г.
Во сне молодая женщина видит жуткие картины. Сновидения выглядят, как предсказание того, что может произойти, и она не в силах молчать. Женщина решает заявить о том, что во сне видела, как убили соседку, прослывшую весьма шумной. Её и обвиняют в произошедшем преступлении. Самой женщине важно понять, снилось ли ей убийство или она его совершила.
«Аромат дамы в черном», 1974г.
Сильвия Хэчерманн проживала одна в роскошной квартире. В доме живут весьма оригинальные личности, среди которых находится синьор Росетти. Частенько между собой они общаются. Однажды кое-кто из числа гостей поведал о черной магии, способной сделать человека сумасшедшим. После той беседы Сильвия стала испытывать странное состояние. Девушка начинает утрачивать грань между реальностью и вымыслом. Но перемены происходят и с окружающими людьми.
«Церемония преступления», 1995г.
В доме, принадлежащем семье Лельевр, появилась новая служанка, и довольно скоро за ней стало замечаться странное поведение. Софи и сама по себе кажется девушкой необычной, но и в доме начинают происходить какие-то необычные события. Постепенно члены семьи вовлекаются в происходящее.
«Доктор Джекил и его женщины», 1981г.
События происходят в XIX веке в Лондоне. В доме, принадлежащем доктору Генри Джекиллу, должна пройти помолвка и по этому поводу собираются гости. Генри выбрал в свои избранницы мисс Фанни Осборн. В дом проникает маньяк и учиняет ужасающую расправу над невинными людьми.
«Анджела», 1995г.
Десятилетняя Анджела и её сестра Элли жили в неблагополучной семье. После церковной проповеди, которую Элли проспала, Анджела сообщила ей о том, что среди людей обитают низвергнутые ангелы и выискивают тех, чьи грехи наихудшие, чтобы забрать в ад. А хорошие ангелы помогают отправляться на небо. Анджела все сильнее фокусируется на теме ангелов, наблюдая за тем, как ведет себя её мать, склонная к депрессии. Сестры проводят обряды очищения больше схожие на магические, и начинают искать знаки, которые могут указать путь на небо.
Отзывы
mizanTrop
05.11.2023, 20:54
Предтеча "Бойцовского клуба" сделанный в жанре " Французской новой волны". Вызвал ассоциации с двумя первыми альбомами "Флойдов", только здесь психоделика чувств, такая же натуралистическая, так сказать "raw" массив психологических матриц))).
vitkovalev
26.01.2016, 18:08
Жуть. Если бы мое знакомство с Бергманом началось с этого фильма, то им бы, наверняка, и закончилось. Режиссерская и операторская работа здесь безупречны. Не хуже, чем в иных работах мастера. Но вот концептуально фильм не проработан. Идея понятна. Мне, как социологу, который постоянно рассказывает студентам о "регулятивных элементах культуры", где понятию "социальная роль" отводится первое место, проблема самопознания и восприятия обществом индивида с позиции комплекса предписанных ролей в высшей степени интересна. Но Бергман в своем фильме просто запутался в противоречиях, так и не найдя решения. Выхода на примирение с людьми, как в "Земляничной поляне", или понимания основ супружеской жизни, как в "Сценах супружеской жизни", здесь нет даже в намеках. Сюжетный цикл начинается со страданий ребенка и ими же заканчивается. А в мире взрослых царит полная безнадега в виде отчужденности индивида от общества и от себя самого. В последнем случае просматриваются даже элементы сюра, заставляющие предположить о наличии раздвоения личности.
Что ж, если человек не справляется с проблемой многообразия ролей и социальной искренностью в их отношении (на языке социологии - идентичностью роли), то раздвоение личности процесс неизбежный.
Этот клубок противоречий Бергману распутать не удалось. Не отсюда ли растут рога какого-то вульгарного натурализма, в котором прежде он никогда не был подмечен?
прппрппрп
24.06.2015, 19:05
Это лучший фильм, который я видел. Он на голову выше всех картин из 1000 величайших фильмов, а стоит лишь на 24 месте. Непорядок. Всё же критики не все образованы.
Abu Salama
05.04.2014, 08:57
Ну вот, пришло время и вернуться. Первое "неудачное" знакомство с Бергманом, на самом деле послужило началом довольно тесного "общения" с автором. При первой попытке просмотра, меня оттолкнул эпизод с подробным пересказом случайного сексуального "приключения" и, как мне показалось, зарождающихся лесбийских отношений. Теперь посмотрел на одном дыхании. Сильный фильм, во всех отношениях. Бергман, как мне кажется, предельно честный человек. Основная тема его картин - жизнь, как лицедейство, срывание масок, которые мы все носим. В "Персоне", для меня, как нигде раньше, стали понятны мотивы богоборчества режиссёра. Во главу угла он ставит несоответствие между тем, кем человек хотел бы быть, и тем кем он является. Чудовищный контраст ретушируется актёрской игрой, лицемерием. Речь о том, что замечательно выразил апостол Павел: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7.15-24; ). Проблема в том, что Бергман воспитывался в протестантской традиции, которая не предполагает покаяния (деятельного исправления себя) борьбы с грехом, внутри себя. Протестантизм заявляет, что человек уже спасён, одной верой. Будучи честным с собой, Бергман не мог с этим согласиться, это вызвало внутренний бунт. Жаль, что он не смог познакомиться с православной аскетикой, учением святых отцов о человеке.
А фильм? Фильм серьёзный, глубокий. Философско-психологическая драма. Актёрский тандем не только великолепен, ещё и интересен тем, что в "Персоне" заканчивается "бергмановский" период в карьере Биби Андерсон и начинается у Лив Ульман. Операторская работа Свена Нюквиста на высочайшем уровне (как всегда).
9/10
nortcher
07.06.2013, 05:06
У меня сложилось сугубо свое мнение, что у актрисы ярко выраженное раздвоение личности на почве стресса связанного с неустроенностью личной жизни, рождением ребенка и вообще сценической деятельностью. И по видимому персонаж "медсестра" это ее второе амплуа, которое пытается разобраться в своей жизни путем самокопания и самолинчевания. В конце фильма героиня явно приходит к какому-то решению, и судя по тому что на экране мы видим одну только медсестру садящуюся в автобус, победу одержала именно эта ипостась...
Abu Salama
10.03.2013, 08:16
Да куда уж шире? Достоевский говорил: Широк человек, не мешало бы сузить. А мы с тех пор так "расширились", что волосы на голове шевелятся.Почему все западноевропейские гении извращенцы?
а может не они извращенцы,а мы до сих пор слишком узки и ограничены в этих вопросах?
Вот смотрю Куросаву, старается автор поднять человека, после его фильмов хочется стать лучше. А здесь это Фрейдистское копание. Фу!
Я о конкретном фильме, может я не с того начал знакомиться с Бергманом. Посмотрю Земляничную поляну, отпишусь.
Awaking
10.03.2013, 07:28
Почему все западноевропейские гении извращенцы?
а может не они извращенцы,а мы до сих пор слишком узки и ограничены в этих вопросах?
Abu Salama
09.03.2013, 19:56
Ну вот, решил ознакомиться с творением классика...
Очень красивое описание, очень хорошая игра актрис. Но вот, то ли это психопатология, то ли сексопатология? но всё это творение пропитано похотью. Для дамочек определённого склада, безусловно будет шедевром. Для меня... После 35 мин., промотал чтобы узнать чем кончится и удалил.
И только один вопрос. Почему все западноевропейские гении извращенцы?
Популярные отзывы
vitkovalev
26.01.2016, 18:08
Жуть. Если бы мое знакомство с Бергманом началось с этого фильма, то им бы, наверняка, и закончилось. Режиссерская и операторская работа здесь безупречны. Не хуже, чем в иных работах мастера. Но вот концептуально фильм не проработан. Идея понятна. Мне, как социологу, который постоянно рассказывает студентам о "регулятивных элементах культуры", где понятию "социальная роль" отводится первое место, проблема самопознания и восприятия обществом индивида с позиции комплекса предписанных ролей в высшей степени интересна. Но Бергман в своем фильме просто запутался в противоречиях, так и не найдя решения. Выхода на примирение с людьми, как в "Земляничной поляне", или понимания основ супружеской жизни, как в "Сценах супружеской жизни", здесь нет даже в намеках. Сюжетный цикл начинается со страданий ребенка и ими же заканчивается. А в мире взрослых царит полная безнадега в виде отчужденности индивида от общества и от себя самого. В последнем случае просматриваются даже элементы сюра, заставляющие предположить о наличии раздвоения личности.
Что ж, если человек не справляется с проблемой многообразия ролей и социальной искренностью в их отношении (на языке социологии - идентичностью роли), то раздвоение личности процесс неизбежный.
Этот клубок противоречий Бергману распутать не удалось. Не отсюда ли растут рога какого-то вульгарного натурализма, в котором прежде он никогда не был подмечен?
nortcher
07.06.2013, 05:06
У меня сложилось сугубо свое мнение, что у актрисы ярко выраженное раздвоение личности на почве стресса связанного с неустроенностью личной жизни, рождением ребенка и вообще сценической деятельностью. И по видимому персонаж "медсестра" это ее второе амплуа, которое пытается разобраться в своей жизни путем самокопания и самолинчевания. В конце фильма героиня явно приходит к какому-то решению, и судя по тому что на экране мы видим одну только медсестру садящуюся в автобус, победу одержала именно эта ипостась...
mizanTrop
05.11.2023, 20:54
Предтеча "Бойцовского клуба" сделанный в жанре " Французской новой волны". Вызвал ассоциации с двумя первыми альбомами "Флойдов", только здесь психоделика чувств, такая же натуралистическая, так сказать "raw" массив психологических матриц))).