Освистывание на Каннском кинофестивале не обязательно означает, что фильм плохой. Немало кинолент, которые в свое время неудачно дебютировали на Каннском фестивале, со временем обрели статус культовых.
Криминальное чтиво
Один из самых знаковых фильмов небезызвестного Квентина Тарантино был громко освистан в Каннах в 1994 году после того, как победил фаворита критиков «Рэда» Кшиштофа Кесьлёвского в борьбе за Золотую пальмовую ветвь. Тарантино на тот момент был относительно новым режиссером и избежал ритуального освистывания на первом показе. Тем не менее фильм был достаточно противоречивым, чтобы вызвать серьезное осуждение со стороны фестивальной элиты.
Не обращая внимания на прием, который вызвал его фильм, Тарантино ответил своим критикам, показав средний палец «лающей» толпе на церемонии закрытия фестиваля, когда получил свою Золотую пальмовую ветвь. Несмотря на спорность киноленты, «Криминальное чтиво» сегодня считается одним из величайших фильмов своего времени.
Таксист
Думать о том, что «Таксист» Мартина Скорсезе был встречен улюлюканьем в Каннах, сегодня просто непостижимо. Роберт Де Ниро в роли Трэвиса Бикла в фильме 1976 года стал одним из ярчайших примеров актерского мастерства и сделал Де Ниро суперзвездой. Но во время премьеры в Каннах «Таксист» спровоцировал шум и даже протесты.
Кинолента полна неожиданных моментов, которые делают фильмы Скорсезе такими захватывающими и запоминающимися. Несмотря на театральность недовольства некоторых рьяных критиков в Каннах в 1976 году, «Таксист» получил главный приз фестиваля. И за прошедшие годы зарекомендовал себя как фильм, достойный быть в любой киноколлекции.
Мария-Антуанетта
На премьеру панк-исторического биографического фильма Софии Копполы 2006 года «Мария-Антуанетта» в Каннах возлагались высокие ожидания критиков после ее хита 2003 года «Трудности перевода». Несмотря на мощную игру исполнительницы главной роли Кирстен Данст, фильм Копполы был встречен с небольшим количеством недовольных возгласов после первого показа.
Хотя прием фильма не был настолько уж плох, как это освещали многие СМИ, кинолента не получила заслуженного признания критиков и позднее. К сожалению, художественные достоинства некоторых фильмов не могут быть по достоинству оценены при первом показе. В случае с «Марией Антуанеттой» они созревают, как великолепное вино – лишь после многократного просмотра.
Автокатастрофа
Противоречивый фильм режиссёра Дэвида Кроненберга был создан по мотивам одноимённого романа Джеймса Балларда 1973 года. Он знакомит зрителей с формой сексуальной девиации ряда персонажей, получающих сексуальное удовольствие от автокатастроф. Проект породил массу жарких дискуссий. Режиссер лаконично высказался по этому поводу, сказав, что фильм «опасный…во многих отношениях».
Реакция общественности оказалась весьма противоречивой. Некоторые хвалили фильм за оригинальность и смелость режиссера, другие в это время называли его чересчур откровенным. В Каннах фильм стал обладателем специального приза жюри «За мужество, смелость и оригинальность».
Убийство священного оленя
Фильмы Йоргоса Лантимоса печально известны как непонятые произведения искусства, и «Убийство священного оленя» 2017 года – не исключение. Когда состоялась его премьера в Каннах, он должен был попасть в число фаворитов, но вместо похвалы от аудитории, был ею освистан и высмеян, к недоумению большинства присутствовавших критиков.
За пять лет, прошедших с момента дебюта в Каннах, фильм приобрел статус культовой классики как среди зрителей, так и среди критиков. Сегодня эзотерический фильм Лантимоса считается одним из лучших триллеров-ужасов киностудии A24. Это – наглядное свидетельство того, что зрительские прием в Каннах может ввести в заблуждение: не всегда сорванные на премьере овации говорят о высоком качестве киноленты, как и освистывание не всегда означает его второсортность.
Антихрист
Противоречие и Каннский кинофестиваль – синонимы, с которыми прочно ассоциируется датский режиссер Ларс фон Триер. Он одновременно и провокатор фестиваля, и его любимец. Участие в конкурсе фестиваля 2009 года драматического фильма ужасов «Антихрист» стало жестоким куском кошмара, который неизбежно вызвал праведный гнев у тех, кто присутствовал на фестивальном показе.
Размышляя об оказанном его детищу приеме, в интервью фон Триер отметил, что доволен тем, что люди его освистали, и что ему не нужно защищать свою работу, которую он назвал «актом терапии». «Антихрист», безусловно, наделал в свое время шума в Каннах, но до сих пор считается классикой жанра ужасов.
10 /1
Отзывы