Как происходит подбор локаций для съемок кино

опубликована

Успешность кинематографического проекта зависит в первую очередь от сюжета, но для его реализации требуется выполнение ряда условий, в том числе подбор локаций. Оказывается это задача не только не простая, а выделена в отдельное направление и имеет специалистов, которые занимаются осуществлением соответствующих задач.

Итак, человек, ответственный за поиск подходящих локаций для проведения съемок, называется локейшн-менеджер. Иногда эта должность звучит, как локейшн-скаут.

Примером толкового подбора локаций можно считать ставшую легендарной лестницу из «Джокера». В минувшем году на неё пожаловало порядка тысячи косплееров. Славы удостоился и испанский остров Гастелугаче, который превратился в особое место для фанатов сериала «Игра престолов». Порой целые города, в которых проходили съемки проекта, становятся туристическими центрами.

Лестница из "Джокера"

А вот процесс подбора места для съемок представляет собой настоящую науку. В противном бы случае ни лестницы, ни острова не становились популярными местами для посещения.

Итак, подбор локаций состоит из нескольких этапов и выполняется разными способами. Одним из них выступает традиционный подход, предполагающий использование Интернета, смартфона и GPS-навигатора. Такой подход упростил работу, ведь не приходится разъезжать по городам да глубинкам. Теперь используется гугл и группа отправляется целенаправленно на то место, которое гипотетически подходит под реализацию режиссерской задумки.

В прошлом веке о таком подходе могли лишь мечтать. К примеру, имеется документальный фильм, снятый Андреем Тарковским, «Время путешествия», посвященный вопросу поиска локаций для съемок зарубежного проекта «Ностальгия». Тарковский вместе со сценаристом проекта Тонино Гуэррой отправился в путь по Италии, чтобы найти подходящие места, а по дороге они вели беседы о кино, несколько философского толка. По мере преодоления пути, произошла переоценка первоначальных целей, и даже восприятие персонажа фильма.

Андрей Тарковский «Время путешествия»

Таким образом, выбор локаций для съемок, диктуется сюжетом, и должен быть подобран так, чтобы рассказать историю и раскрыть характер героя.

Имеется и мнение кинематографистов по данному поводу.

Режиссер Ладо Кватания считает, что никогда не мог понять суть фразы о поиске красивого объекта. Красота объекта субъективна и объект возникает, исходя из драматургических целей. Красивых мест довольно много, а потому режиссер ставит перед локейшн-менеджером четкие задачи. Он считает, что поиск мест для съемок представляет собой творческий процесс.

Ладо Кватания

А потому одним из этапов поиска является знакомство со сценарием кинематографического процесса. Затем просмотр объектов, которые могут подходить под поставленные задачи. Конечно, важно учесть, какими будут освещение и звук в выбранной локации. К примеру, утром в кадре объект может смотреться лучше, чем вечером. Звук также зависит от местности. Может присутствовать эхо или возникать дополнительные шумы. С этой целью проводится анализ звуков.

Группе менеджеров приходится предусмотреть и такие вопросы, как источники электропитания. Для натуральных съемок и для обеспечения работы осветительного и съемочного оборудования требуются довольно мощные генераторы. Они должны быть доставлены на площадку.

После следует утрясти вопросы, сопряженные с документацией. Должны иметься разрешения на проведение съемок на частной собственности, а также на улицах города.

И немаловажной задачей становится обеспечение комфорта для съемочной группы. Менеджеры должны обеспечить различные варианты для размещения членов съемочной команды, ведь им необходим отдых. И в связи с этим также решаются вопросы питания.

Локейшн-менеджеры обязаны учитывать тонкости самых разнообразных локаций. Съемки на открытом пространстве и в помещении сильно отличаются. К примеру, в помещении следует учитывать особенности интерьера. Сама по себе площадь помещения играет огромную роль, ведь в маленьком пространстве будет некомфортно проводить съемку. Отдельного внимания заслуживают декорации.

Зритель может даже не догадываться, с какими трудностями могут сталкиваться локейшн-менеджеры.

Своим опытом поделилась Елена Быкова, задействованная, как локейшн-менеджер в таких проектах: «Курьер из рая», «Стиляги», «О чем говорят мужчины». В её практике имелся такой опыт, когда съемки проходили в квартире, а на кинематографистов вызвали ОМОН. Произошло это из-за того, что хозяин квартиры сперва согласился на проведение съемок у себя в помещении, а потом ему это попросту надоело. Он и денег не захотел, просто пожелал больше не видеть съемочную группу. Менеджер считает, что имел место синдром быстрого заработка, когда человек попросту не оценил все нюансы того, с чем придется столкнуться.

Кадр из «Курьер из рая»

И этот инцидент был не единичным. Для проведения съемок в квартире на территории Москвы потребуется получить разрешение ФСО и это займет порядка двух месяцев. В Питере с этим проще. Кроме ФСО, российским локейшн-менеджерам требуется получить разрешения в ГУВД, ГИБДД, управе районе. В практике Елены было так, что следовало снимать подъезд одного дома, а рядом находился другой красивый дом, который и в кадр не попал бы. Но по поводу этого момента также имелись вопросы от ФСО. Следовало получить ответ от ФСО можно ли снимать там или нет. При этом все было готово для съемок. А один день группы стоит двадцать тысяч долларов.

Съемочная группа может столкнуться с тем, что на объект их могут пустить, а на следующей день вход будет запрещен.

То ли дело в Америке. Там попросту перекрывается квартал, и полицейские обеспечивают патрулирование места съемок.

Также одним из неприятных моментов выступает тот факт, что в некоторых местах так часто снимались фильмы, что уже невозможно там же работать над новыми проектами. К примеру, Воробьевы горы. Существуют такие места, где кино снимается чуть ли не еженедельно. Операторы уже просто не могут сдерживать возмущения от того, сколько можно снимать в одном и том же месте, ведь это попросту надоедает.

Воробьевы горы

Что же касается самой работы локейшн-менеджера, то чаще всего они не состоят в штате киностудии, и представляют собой фрилансеров.  

Чтобы стать специалистом в этой области, придется многому научиться.

На примере Елены, её становление проходило под руководством Валентина Олеговича Гидулянова. Этот человек привил Елене художественный вкус и определенное видение. Прежде она могла прохаживаться по городу и не обращать внимания на холмы, перепады, дворики и арки, а уже с началом работы с Гидуляновым стала оценивать архитектуру и интерьеры. То, как человек формирует свое пространство, отражает его настрой, профессию и прочее. Именно этот дух человека ощущается локейшн-менеджером. Объект, по мнению Елены, подчеркивает статус человека, его место в мире. Когда Елена прочитала сценарий «Темного мира», отправилась в Карелию, в город Сортавала. Она изучала и красоту природы, и отпечаток древности.

Кадр из "Темный мир"

Локейшн-менеджеры имеют свои базы данных, знакомства, которые полезны при работе. Когда начинается работа над кинематографическим процессом, то кадры, задействованные в локейшн-сфере, обычно ищутся по телефону.

При всех минусах и плюсах данная работа представляет собой творческий процесс, который немало развивает эстетическую составляющую и расширяет горизонты мировоззрения.

grafiskaira
11 Май 2022

0 /0

  • Еще никто не голосовал