image

Ностальгия (1983) image

Nostalghia

этот Фильм рекомендуют
14 рекомендуют
Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта — это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину … Ещё

Смотреть image

Загрузка...

Популярные отзывы

2
0

В настоящих реалиях ностальгировать можно вообще никуда не уезжая(

Рецензии

Бродяга Дхармы

22.05.2016

Тоска по человеку

А все иду, а все иду, иду,
Сижу на лестнице в парадном, греюсь,
Иду себе в бреду, как под дуду...
мать
Над мостовой летит, рукою манит -
И улетела...
Арсений Тарковский.


Андрея Тарковского очень люблю. Все фильмы его великолепны, невозможно создать что-то вроде градации. Но могу сказать, что некоторые чуть больше любимы, чем другие. "Ностальгия" - она из тех, которые чуть больше. Потому что её тоска воспринимается ближе и более лично.

Я например из тех, кто покидая родину даже на малое время, начинает ощущать явную тягу вернуться; потому что родина - не просто герб, границы и власть, это в первую очередь родная земля, связанные с ней воспоминания, родные тебе люди. Тёплая нежность к знакомым улицам, звуку русской речи, деревьям и небу, которое дома совсем другого цвета и глубины, чем где-то в чужом "там". И пусть это чувство сообразно истории, рассказанной ностальгирующим Андреем Горчаковым, героем гениального Олега Янковского:

"Есть такая история: один человек спасает другого из огромной глубокой лужи. Спасает с риском для собственной жизни. И вот они оба лежат у края этой лужи, тяжело дышат: устали. Наконец спасенный спрашивает: Ты что?! - Как что? Я тебя спас! - Дурак! Я там живу!... Я там живу... Обиделся."

Или одинаковое с чувствами имеющего реальный прототип композитора Сосновского, для книги о котором приехал собирать материалы Андрей Горчаков; эмигрировавшего за границу, но выбравшего возврат и долю крепостного, чем свободу в чужой, душащей его стране. Хотя вернувшись, он снова становится крепостным, спивается и умирает в 32 года.

С первых кадров нас окутывает Италия, полная туманов, дождя и грусти. Над старыми термами стелется дымка; гостиничный номер огромен, холоден и неуютен; а достопримечательности не вызывают восторга, потому что томящемуся от странной тоски Горчакову "надоели все эти ваши красоты".

Сопровождающая его в поездке роскошная рыжеволосая Евжения (Домициана Джордано), не может понять его, и не сможет - так же, как видя коленопреклонённых женщин, молящихся в храме о появлении ребёнка, она не чувствует веры, и потому не может понять и их.
Вообще по фильм образ Евжении, несомненно очень красивой женщины, противопоставляется светлым воспоминаниям Горчакова о собственной жене. Темпераментную итальянку тянет к загадочному русскому писателю, но тот и не думает поддаваться соблазну, словно и не замечая его.

" ...Все эти знаменитые классические истории о любви. Никаких поцелуев, ничего, совсем ничего. Чистая любовь. Невыраженное. Вот почему эта любовь - великая. Невыраженные чувства никогда не забываются."

Но "Ностальгия" не просто фильм о тоске по Родине. Тарковский, как и все свои создания, наделил её множеством смыслом и линий. Ностальгия - ещё и тоска по человеку.

Случайная встреча Андрея с Доменико, которого все считают за сумасшедшего, потому что тот не выпускал свою семью из дома на протяжении нескольких лет, чтобы оградить их от конца света; становится для обоих переломной. Русский писатель сразу чувствует духовное родство с итальянским сумасшедшим, чувствует что понимает того, понимает его невыраженную боль.

"Никто не знает, что такое безумие. Они всем мешают, они неудобны. Мы не хотим их понять. Они чудовищно одиноки. Но я уверен - безумцы ближе нас к истине."

Доменико скуп на слова и объяснения, но его жилище ветхо, дождь капает с многочисленных дыр, а на стене крупно выведено 1+1=1. Доменико тоже тоскует, тоскует о человеке, о себе потерянном, о неумении слышать друг друга, о отчуждённости и холодности. В его уравнении так никогда и не будет верного ответа: невероятно мощная по воздействию сцена проповеди и самосожжения на площади доказывает это. Равнодушная толпа слушателей, замершая на подобии статуй, и оглушающий, дикий крик умирающего за них и ради них.

"Что же это за мир, если сумасшедший кричит вам, что вы должны стыдится самих себя?!"

Горчаков - ещё один "страдающий за других". Совсем не случайно в одном из снов, он проходит по пустой улице и видит в зеркале не своё отражение, а отражение Доменико.Он заражается идеей Доменико о том, что надо непременно пройти с горящей свечой через пустые термы, что это поможет, спасёт людей, и он идёт, одинокий, защищающий хрупкий огонёк, с нарастающей болью в груди, начиная снова и снова, пока донесённая наконец до противоположной стены свеча не становится причиной его смерти - не выдерживает сердце.

Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.


А там, где-то глубоко, в воспоминаниях, он сидит на траве рядом с верным псом, недалеко от деревянного сельского дома, дома в котором его жизнь и его семья, а вокруг вырастают помпезные, сводчатые каменные арки, оставляя уголок ностальгии нетронутым, незабытым и неизменным.

Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта — это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского. Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта — это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь

Премия за Лучшую режиссуру, Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ), Приз экуменического (христианского) жюри и номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1983

Кадры из фильма

Дополнительная информация

  • Для создания подходящего образа Тарковский увез Янковского в Италию и оставил его одного в одном из отелей на несколько дней.
  • Эротизм некоторых сцен отсылает к картинам Сальвадора Дали и Данте Россетти. Прерафеилитовые волосы главной героини встречаются и в «Зеркале» Тарковского. Большинство постановок по театральному статичны и симметричны. Мощи Екатерины Сиенской находятся в римской базилике Санта-Мария-сопра-Минерва, около которой находится статуя слона Бернини, встречающаяся на картине Дали «Искушения святого Антония».
  • Из книги Майи Туровской «7 с 1/2 и Фильмы Андрея Тарковского»: Это было настоящее место для душевного кризиса, где чувствовать себя можно «только плохо». Неуют реального гостиничного номера послужил лишь толчком для воображения, для реализации того «пейзажа души», который — как и всегда у Тарковского — преображал внешнюю действительность по своему образу и подобию. Комната была «переодета» для съемок: вместо безличного светлого дерева, которым без претензий был обставлен средней руки номер, появилась оштукатуренная стена в потеках, железная спинка кровати, импортированная прямо из «Сталкера», и проем двери в ванную с круглым зеркалом и характерным венским стулом.

Новости

grafiskaira

11.05.2022

Как происходит подбор локаций для съемок кино

Успешность кинематографического проекта зависит в первую очередь от сюжета, но для его реализации требуется выполнение ряда условий, в том числе подбор локаций. Оказывается это задача не только не простая, а выделена в отдельное направление и имеет специалистов, которые занимаются осуществлением соответствующих задач.

Итак, человек, ответственный за поиск подходящих локаций для проведения съемок, называется локейшн-менеджер. Иногда эта должность звучит, как локейшн-скаут.

Примером толкового подбора локаций можно считать ставшую легендарной лестницу из «Джокера». В минувшем году на неё пожаловало порядка тысячи косплееров. Славы удостоился и испанский остров Гастелугаче, который превратился в особое место для фанатов сериала «Игра престолов». Порой целые города, в которых проходили съемки проекта, становятся туристическими центрами.

Лестница из "Джокера"

А вот процесс подбора места для съемок представляет собой настоящую науку. В противном бы случае ни лестницы, ни острова не становились популярными местами для посещения.

Итак, подбор локаций состоит из нескольких этапов и выполняется разными способами. Одним из них выступает традиционный подход, предполагающий использование Интернета, смартфона и GPS-навигатора. Такой подход упростил работу, ведь не приходится разъезжать по городам да глубинкам. Теперь используется гугл и группа отправляется целенаправленно на то место, которое гипотетически подходит под реализацию режиссерской задумки.

В прошлом веке о таком подходе могли лишь мечтать. К примеру, имеется документальный фильм, снятый Андреем Тарковским, «Время путешествия», посвященный вопросу поиска локаций для съемок зарубежного проекта «Ностальгия». Тарковский вместе со сценаристом проекта Тонино Гуэррой отправился в путь по Италии, чтобы найти подходящие места, а по дороге они вели беседы о кино, несколько философского толка. По мере преодоления пути, произошла переоценка первоначальных целей, и даже восприятие персонажа фильма.

Андрей Тарковский «Время путешествия»

Таким образом, выбор локаций для съемок, диктуется сюжетом, и должен быть подобран так, чтобы рассказать историю и раскрыть характер героя.

Имеется и мнение кинематографистов по данному поводу.

Режиссер Ладо Кватания считает, что никогда не мог понять суть фразы о поиске красивого объекта. Красота объекта субъективна и объект возникает, исходя из драматургических целей. Красивых мест довольно много, а потому режиссер ставит перед локейшн-менеджером четкие задачи. Он считает, что поиск мест для съемок представляет собой творческий процесс.

Ладо Кватания

А потому одним из этапов поиска является знакомство со сценарием кинематографического процесса. Затем просмотр объектов, которые могут подходить под поставленные задачи. Конечно, важно учесть, какими будут освещение и звук в выбранной локации. К примеру, утром в кадре объект может смотреться лучше, чем вечером. Звук также зависит от местности. Может присутствовать эхо или возникать дополнительные шумы. С этой целью проводится анализ звуков.

Группе менеджеров приходится предусмотреть и такие вопросы, как источники электропитания. Для натуральных съемок и для обеспечения работы осветительного и съемочного оборудования требуются довольно мощные генераторы. Они должны быть доставлены на площадку.

После следует утрясти вопросы, сопряженные с документацией. Должны иметься разрешения на проведение съемок на частной собственности, а также на улицах города.

И немаловажной задачей становится обеспечение комфорта для съемочной группы. Менеджеры должны обеспечить различные варианты для размещения членов съемочной команды, ведь им необходим отдых. И в связи с этим также решаются вопросы питания.

Локейшн-менеджеры обязаны учитывать тонкости самых разнообразных локаций. Съемки на открытом пространстве и в помещении сильно отличаются. К примеру, в помещении следует учитывать особенности интерьера. Сама по себе площадь помещения играет огромную роль, ведь в маленьком пространстве будет некомфортно проводить съемку. Отдельного внимания заслуживают декорации.

Зритель может даже не догадываться, с какими трудностями могут сталкиваться локейшн-менеджеры.

Своим опытом поделилась Елена Быкова, задействованная, как локейшн-менеджер в таких проектах: «Курьер из рая», «Стиляги», «О чем говорят мужчины». В её практике имелся такой опыт, когда съемки проходили в квартире, а на кинематографистов вызвали ОМОН. Произошло это из-за того, что хозяин квартиры сперва согласился на проведение съемок у себя в помещении, а потом ему это попросту надоело. Он и денег не захотел, просто пожелал больше не видеть съемочную группу. Менеджер считает, что имел место синдром быстрого заработка, когда человек попросту не оценил все нюансы того, с чем придется столкнуться.

Кадр из «Курьер из рая»

И этот инцидент был не единичным. Для проведения съемок в квартире на территории Москвы потребуется получить разрешение ФСО и это займет порядка двух месяцев. В Питере с этим проще. Кроме ФСО, российским локейшн-менеджерам требуется получить разрешения в ГУВД, ГИБДД, управе районе. В практике Елены было так, что следовало снимать подъезд одного дома, а рядом находился другой красивый дом, который и в кадр не попал бы. Но по поводу этого момента также имелись вопросы от ФСО. Следовало получить ответ от ФСО можно ли снимать там или нет. При этом все было готово для съемок. А один день группы стоит двадцать тысяч долларов.

Съемочная группа может столкнуться с тем, что на объект их могут пустить, а на следующей день вход будет запрещен.

То ли дело в Америке. Там попросту перекрывается квартал, и полицейские обеспечивают патрулирование места съемок.

Также одним из неприятных моментов выступает тот факт, что в некоторых местах так часто снимались фильмы, что уже невозможно там же работать над новыми проектами. К примеру, Воробьевы горы. Существуют такие места, где кино снимается чуть ли не еженедельно. Операторы уже просто не могут сдерживать возмущения от того, сколько можно снимать в одном и том же месте, ведь это попросту надоедает.

Воробьевы горы

Что же касается самой работы локейшн-менеджера, то чаще всего они не состоят в штате киностудии, и представляют собой фрилансеров.  

Чтобы стать специалистом в этой области, придется многому научиться.

На примере Елены, её становление проходило под руководством Валентина Олеговича Гидулянова. Этот человек привил Елене художественный вкус и определенное видение. Прежде она могла прохаживаться по городу и не обращать внимания на холмы, перепады, дворики и арки, а уже с началом работы с Гидуляновым стала оценивать архитектуру и интерьеры. То, как человек формирует свое пространство, отражает его настрой, профессию и прочее. Именно этот дух человека ощущается локейшн-менеджером. Объект, по мнению Елены, подчеркивает статус человека, его место в мире. Когда Елена прочитала сценарий «Темного мира», отправилась в Карелию, в город Сортавала. Она изучала и красоту природы, и отпечаток древности.

Кадр из "Темный мир"

Локейшн-менеджеры имеют свои базы данных, знакомства, которые полезны при работе. Когда начинается работа над кинематографическим процессом, то кадры, задействованные в локейшн-сфере, обычно ищутся по телефону.

При всех минусах и плюсах данная работа представляет собой творческий процесс, который немало развивает эстетическую составляющую и расширяет горизонты мировоззрения.

Похожие Фильмы

Loading...

Отзывы

2
0

В настоящих реалиях ностальгировать можно вообще никуда не уезжая(

0
0

Фильм, сочетающий все в себе метафоричность и поэтическую образность, сильное эмоциональное воздействие, многослойнось толкования и превосходные актёрские работы. История о тоске не только по оставленной родине, но и по человеку, по неприкаянному человечеству в целом. Подробно - в приложенной рецензии, кратко - 10/10.

0
0

Каково это жить без Родины за плечами? без ощущения родной земли под ногами? без взгляда на родные поля и леса? в вакууме инородной речи?
Каково это быть оторванным от груди материнской и вырванным из земли с корнями?
Можно ли привыкнуть к этому ощущению вечной тоски и печали? Возможна ли внутренняя целостность, когда часть твоей души безвозвратно отдана далекому от тебя клочку земли?
Что остается там такого ценного и невосполнимого? Шаги, которых больше не пройти?
Слова, которых больше не скажешь? Люди, которых ты потерял навсегда?
Только воспоминания. Прошлое. Расплывчатое или острое, черно-белое или цветное, горькое или сладостное, тревожит твою душу тоской, стучится в сны, приходит внезапным стоп-сигналом и посередине самой оживленной улицы, наполненной странной и чужеродной речью, колючими и незнакомыми взглядами. Только ностальгия остается с тобой сестрицей.
Это фильм настроение. Это живое, космически иррациональное по своим ощущениям кино, ибо оно соль ностальгии как она есть. И кого окутывала тоска, и кому не жить на родной земле, в том есть червоточина, куда заползает тоска змеей. Она вьет себе за шиворотом удобное гнездо и остается навсегда с тобой. И в минуты самой большой радости и в часы томительного ожидания, и веками черной скорби, поет ностальгия свою заунывную песню, рвет душу и повсюду оставляет свой тлетворный след.
Твое царство никогда не будет целостным пока делится оно надвое границей ностальгии.
Фильм - боль : то тупая и медленная, то острая и быстрая.
Визуально состояние души передано гениально. Водой, отлично символизирующей воспоминания, отмечена как печалью почти каждая деталь. Она капает с потолка, струится по стеклам окон, рассыпается брызгами из под ног, переливается каплями тумана , скрывает людей и животных. Вода - прослойка между героем и миром вокруг. Язык - дополнительный способ подчеркнуть отчуждение. Понимать его, не значит чувствовать.
Словно призрак самого себя, читая по памяти строки чужой, но такой близкой жизни, мается главный герой поисками спасительной гармонии, и в природе и в людях, а не находя, разрешает собственной реальности выйти из под неусыпного контроля разума, крошатся стенки времен мистическими проявлениями, ища себе форму первоначального идеального бытия. От того, "Ностальгия" не терпит к себе подхода рационалистического, холодного. Это в первую очередь фильм для души, а душа она - теплая, изменчивая, чувственная, противоречивая, мятущаяся.
И полюбить это кино и просто и сложно одновременно. Чужая душа ведь потемки. Попробуй полюби потемки, да еще и чужие, тут бы со своими разобраться. Но если впустить по капле от дождя в себя эту ностальгическую рефлексию, то дух перехватывает от острого сопереживания чужой, но такой близкой жизни.

0
0

Как гласит легенда-рукой художника движет перст божий-по легенде первым, это заметил египетский жрец Гермес-настоящее искусство [архитектура,изобразительное произведение,музыка]действует на людей магическим образом.Посмотрев или послушав талантливое произведение ,в этот момент .в подсознании человека и рождается Частица Бога.В последствии ,из этой идеи Гермеса выросло мощное движение-масонство.Первый фильм Тарковского Зеркало,посмотрел еще в СССР,тогда я был рокнрольщиком-сэкс,травка рок-н -рол.Моя девушка перед просмотром фильма Зеркало,подготовила-благо она училась в училище искусств Грекова-ей было 18,мне 16,после просмотра у меня буквально снесло крышу и понеслось фильмы Тарковского,Бергмана.Вот так ,через фильм Тарковского начался путь к большому искусству и во мне вспыхнула Частица Бога и горит по сей день.Ждите и у вас вспыхнет Божественая Частица при просмотре или прослушивании настоящего произведения искусства.

0
0

"Ностальгия" - это поэтический образ, поэтому каждый волен наполнять его своими смыслами. Тем более сам Тарковский говорит, что его фильмы позволяют разным людям по разному расставлять акценты и делать различные выводы. На мой взгляд, фильм в первую очередь, не о тоске по Родине, хотя и эта тема здесь присутствует. Главная идея - обретение утраченной целостности внутри самого человека. 1+1=1.
Режиссёр говорит что он пытался «передать состояние человека, переживающего глубокий разлад с миром и с собою, не способного найти равновесия между реальностью и желанной гармонией, – переживающего ностальгию, спровоцированную не только его удаленностью от Родины, но и глобальной тоской по целостности существования»
Не скажу что фильм дался мне легко, посмотрел с третьей попытки. Но скажу что такие картины смотреть нужно, они говорят о том, что кино - это искусство а не просто развлечение. Игра Янковского и операторская работа выше оценок.
Для меня Тарковский всегда будет антиподом Бергмана. Если тот, будучи религиозным с детства, пытался вырвать из себя эту религиозность и "убить" Бога в себе, то Тарковский всю жизнь стремился к обретению Бога, утверждая что: "Вера — это единственное, что может спасти человека. Это мое глубочайшее убеждение. Иначе что бы мы могли совершить? Это та единственная вещь, которая бесспорно есть у человека. Все остальное — несущественно."

0
0

очень сильный фильм
)))1+1=1

0
0

мегашедевр однозначно

0
0

ШЕДЕВР

0
0

Зеркало стоит внимания

0
0

Ежели господа "Админы" подробно информируют о том как корректно выложить другие работы А.А.Тарковского, сделаю.

0
0

Зеркало,увы нет.

0
0

Присоединяюсь к благодарностям и в свою очередь очень прошу выложить "Зеркало"
Спасибо

0
0

Один из самых грустных фильмов о любви.
К РОДИНЕ

0
0

Спасибо, что дали возможность пересмотреть Тарковского. Если бы вы еще "Жертвоприношение" выложили было бы совсем здорово. Благодарю за ранее.

0
0

Мля..респект вам за этот фильм. Люблю и обожаю такие драмы8)



Награды

Номинаций не найдено.