опубликована

Музыкальная составляющая кинематографического проекта имеет свое немаловажное значение. Музыка способна усилить эмоциональную составляющую, придать определенную атмосферу происходящему на экране. В общем-то, функций у музыки для кинематографического искусства немало, а киноманам может не помешать узнать, как проходит подбор саундтреков для того или иного проекта.

Итак, подбор музыки для кинематографического проекта представляет собой ответственный процесс.

Отвечает за него музыкальный супервайзер.

Кстати, имеется и специальная награда за грамотные технологические решения, сопряженные с хореографией, костюмами, мейкапом, световым дизайном и, конечно же, музыкой. И это категория премии Эмми – Creative Arts Emmy Awards. Ныне стали награждать не только композиторов, а и супервайзеров. Так была награждена Сьюзан Джейкобс, являющаяся музыкальным супервайзером многосерийного проекта «Большая маленькая ложь», в котором снялись Риз Уизерспун и Николь Кидман.

А теперь следует понять, какую работу выполняет музыкальный супервайзер.

Основной обязанностью супервайзера выступает поиск музыки, которая подходит теме и сути проекта, а также отражает настроение. Также важно отметить, что и креативность поиска зависит от типа проекта, к примеру, для сериала музыку следует искать одну, а вот для реалити-шоу – другую.  Супервайзер получает от режиссера вводные данные, прослушивает немало музыкальных композиций, подбирая те, что соответствуют видению шоураннера для конкретной сцены. У режиссера и супервайзера должны установиться творческие взаимоотношения.

Дальнейшая задача связана с получением права на использование отобранной музыкальной композиции. Этот процесс называется «очисткой» прав. Супервайзер должен проверить композицию на предмет использования, согласовать с автором получение права на использование и наладить процесс выплату гонораров.

Важным процессом выступает бюджетирование. Супервайзеры владеют бюджетом на покупку прав на музыку. В данном вопросе важно приобрести те композиции, что отражают творческую задачу, но может так случиться, что бюджет позволяет приобрести дорогостоящий саундтрек, но тогда не хватит на другие. Специалисту приходится выбирать между: «дешевле и больше» и «дороже и меньше».

Также следует помнить, что самая великая музыка не превратит плохое кино в отменное, а вот погрешности сможет прикрыть. У гениального супервайзера музыка выступает не фоном, а самоценным средством выражения тех эмоций, что испытывают герои. К примеру, в сериале Sense8 имеется важная сцена, и она выигрывает за счет музыки.

Стоит отметить, что супервайзеру следует работать на границе двух медиа: самой музыки и визуального ряда.

Кстати, для супервайзера вовсе не обязательно наличие какого-то профильного образования. Но все-таки связь с музыкой должна присутствовать. Так, супервайзерами нередко становятся музыканты, продюсеры, которые уже имели опыт работы в музыкальной индустрии. Правда и без таланта и чутья не обойтись. Подобранная песня Майкла Кивануки накладывается на мощный визуальный ряд и Big Little Lies по-настоящему оживает.

Труд супервайзера высоко ценит компания Netflix и имеет целый штат таких специалистов.

Некоторые супервайзеры становятся по-настоящему известными, как, к примеру, Рэндалл Постер, работавший над фильмами Уэст Андерсона. Ярким примером его работы, разве что не с Андерсоном, стал  Sinner man Нины Симон в «Афере Томаса Крауна» (1999).

А Нора Фелдер, задействованная в пятидесяти проектах, была выдвинута на премию Эмми. Выдвижение на номинацию досталось ей за сериалы «Очень странные дела» и ОА.

 Дориан Лински, занимающая должность журналистки Guardian, в репортаже о премии гильдии музыкальных супервайзеров, назвала профессионалов в этой сфере самыми незаметными людьми. И она права, ведь этим специалистам не присуждались «Золотой Глобус» и «Оскар».

Зато супервайзеры совершенствуют свой подход к работе. Одной из удачных фишек стало создание сборников саундтреков, использованных в фильме. Такой метод сработал в проектах: «Спаун», «Ночь судного дня», «Бэтмен навсегда».

Соавторка Луки Гуаданьино, Робин Урданг, считает, что режиссеры и сами знают, какую бы музыку хотели бы услышать в своем проекте. Иногда и музыканты могут подкинуть идею. Так вышло с финальной музыкальной композицией для фильма «Зависнуть в Палм-Спрингс», когда музыкант Джоанна Ньюс поделилась своим видением.

И тогда супервайзерам следует провести очистку прав. Кстати, если герои фильма напевают какую-нибудь песню, то создатели фильма заплатили за это. В своей работе супервайзеры могут сталкиваться с трудностями.

К примеру, Брайан Райтцелл, выступающий соавтором Софии Копполы, признался, что с огромным трудом заполучил разрешение от Канье Уэста на исполнение песни «All of the Lights», которую исполняли герои, находясь в машине. Канье был не единственным автором этого трека. По поводу авторских отчислений за этот трек, то во время съемок, длились довольно продолжительные споры.

Следует отметить, что помимо музыкального супервайзера подбором саундтреков может заниматься музыкальный координатор.

Эрика Вайс, которая работает с режиссером проектов «Телевизионщик» и «Игры на понижение» совмещает две эти должности. Именно она и обеспечила появление в комедии «Шпион» группы Serebro и Верки Сердючки.

К процессу подбора музыки причастен и музыкальный подрядчик.

Человек на этой должности отвечает за поиск свободной студии, которая будет соответствовать поставленным задачам, чтобы произвести оркестровую запись, а также ищет нужных музыкантов и исполнителей. Одним из таких подрядчиков выступает Питер Роттер, успевший принять участие в более чем тысяче фильмов, среди которых: «Король Лев», «Рождественская сказка Маппетов», «Отряд самоубийц», «Круиз по джунглям».

Адам МакКей не всегда сотрудничает лишь с Эрикой Вайс и обходился порой поддержкой музыкальных координаторов. А потрудиться тем особенно сильно пришлось, когда искали по всей Британии Джимми Пейджа, чтобы решить вопрос с использование песни «When the Levee Breaks», исполненной группой Led Zeppelin.

А вот Дэнни Бойл предпочитает работать в одиночку. Он считает, что такой подход позволяет ему прочувствовать будущий фильм. Режиссер, прослывший меломаном – Квентин Тарантино привык трудиться в паре с супервайзером. Мэри Рамос рассказывала о том, как проходила работа над саундтреком к фильму «Однажды … в Голливуде». Режиссер демонстрировал Мэри черновой материал проекта и сопровождал его музыкой с пластинок, которые принадлежат его коллекции.

Зритель может даже не замечать того, что в фильмах нередко музыка звучит даже из проезжающих машин и прочих условиях, что также не случайно.

Что же касается трудоголизма и устойчивости, то эти качества присущи супервайзеру Рэндаллу Постеру, трудившемуся над всеми проектами Уэса Андерсона, в том числе карантинными хитами, которым стали «Ход королевы» и «Король тигров».

Нередко супервайзеру приходится погружаться в совершенно незнакомую культуру.

Гейб Хифлер, выступающий супервайзером «Безумно богатых азиатов», вместе с режиссером Джоном Чу отыскал сто кавер-версий из Южной Азии, сделанных на англоязычные хиты.

Возникают порой и конфликтные ситуации с доведением до суда. Так, Джонни Лайдон, являющийся участником группы Sex Pistols, имел претензии, но суд отклонил их. Он считал, что лицензирование музыки группы должно происходить при единогласном решении всех членов группы. Но ныне достаточно и двух согласий. Робину Урдангу пришлось вникать в тонкости французского законодательства, чтобы обеспечить команду проекта «Удивительная миссис Мейзел» песней Барбары Стрейзанд.

А примером невероятного сочетания музыки и кино следует считать проект Софии Копполы «Трудности перевода» и песни My Bloody Valentine «Sometimes».

Что касается российских проектов, то в титрах упоминание о музыкальном супервайзере не такое уж частое и зачастую дело обходится лишь присутствием музыкального продюсера. К примеру, таковым выступает Сергей Мудрик, и именно он проделывает все функции своих голливудских коллег: поиск музыки, договоренность с правообладателями, обеспечение замены саундтрека из специальной библиотеки. Нередко приходится прибегать к услугам молодых музыкантов и порой супервайзеры выступают отменными скаутами лейблов.

Зная все эти нюансы, киноманы смогут с большим трепетом относиться к работе супервайзеров, обеспечивших полюбившийся кинематографический проект запоминающейся музыкальной композицией.

 

grafiskaira
08 Май 2022

0 /0

  • Еще никто не голосовал