Оценка 6.2/10 86 - голосов
  • 6.2 из 10, голосов:86
Можете оставить свой голос.
 
 

Пена дней (2013)

L'écume des jours

04 Июль 2013, Франция, Бельгия

Авангард и Сюрреализм, Экранизация

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мелодрама, Фэнтези

Продолжительность 02:05
История любви, разворачивающаяся в фантастическом мире, где влюбленные летают на свидания в розовых тучках и танцуют на потолке, где в коридоре обычной квартиры живет солнце, а мыши-домоправители ведут беседы с кошками, где цветы прорастают внутри людей и тепло человеческого сердца способно уничтожить самое опасное оружие.
Трейлеры
Экранизировать экзистенциализм или трудности адаптации
Рецензия содержит описание событий из фильма
На следующий день, когда «Пена дней» уже улеглась в сознании, слёзы высохли и опали с лица на ковровое покрытие лепестками водяной лилии, можно вспомнить и «Бразилию» Терри Гиллиама, и «Обед нагишом» Дэвида Кроненберга, и «две-три авторские нотки» из прежних фильмов Мишеля Гондри. Но пока ты сидишь с ногами в огромном кресле ВИП-зала, наблюдая за совместным приготовлением обеда Омаром Си и маленького человечка в костюме мышонка, ни о каких соотношениях речи нет: ты проваливаешься в кино-мир с головой, безоговорочно ему доверяя. И зря.
Молодой денди Колен (Ромен Дюрис) живёт на деньги из тумбочки, держит личного повара и адвоката Николя (Омар Си) и дружит с интеллектуалом Шиком, помешанным на философе Жан-Соль Партре. Мир вокруг него музыкален и чудесен. Все внутренние фантазии и переживания отражаются во внешнем мире: солнечные лучи ощутимы на ощупь, ноты преобразуются в алкоголь, дверной звонок носится по комнатам, словно стимпанковское насекомое.
Для полноты комплекта Колену не хватает только девушки. У всех вокруг есть, а у него такого красивого, богатого и счастливого – нет. Даже ботан Шик встретил красивую афро-американку. Повар Николя с помощью кубика-рубика выясняет, что у их приятельницы Сесиль вечеринка по случаю дня рождения собаки, и на этой вечеринке можно найти девушку для Колена. Чтобы возник повод для знакомства, Николя учит Колена танцевать новый танец скосиглаз под мелодию Дюка Элингтона «Хлоя».
Девушку по имени Хлоя (Одри Тату) Колен на вечеринке и встречает. Ничего не узнав друг о друге, они проваливаются в восторженную любовь, женятся, транжирят направо и налево деньги из тумбочки, чувствуют себя молодыми богами. При чём в жизни вокруг них присутствуют смерть, глупость, богохульство, меркантильность... Но добровольно влюблённые не способны видеть всего этого кошмара. Они порхают. И с ботинка, запущенного в ближайшего друга, ангела-хранителя, остающегося на правах слуги, Николя, начинается трагедия. В разбитое ботинком окно спальни в рот спящей Хлои влетает семя водяной лилии и прорастает у неё в правом лёгком.
Мир сразу меняется. Болезнь жены разрушает счастливую фантазию Колена. Все его деньги уходят на лечение. И вместе с нищанием материальным, начинается духовное нищание. А поскольку окружающий мир – отражение твоего внутреннего состояния, то яркий мир принимается тускнеть, в итоге доходя до чёрно-белого состояния.
И тут ты понимаешь, что фильм-то не о любви. А о разрушении «кукольных домиков». О неспособности адаптироваться в ухудшающихся условиях жизни, о неумении смириться с повседневностью и ограниченностью в средствах. О нежелании жить без розовых очков. И философия экзистенциализма никого не спасает, ничего не способна повернуть вспять. Она только оправдывает задним числом уже совершённые непотребства.
Два часа фишечек, фитюличек, переподвывертов и приколов, постепенно переходящих в жесты отчаяния и откровенную истерику, выматывают душу доверившемуся первым счастливым кадрам и доводят до бешенства пришедших посмотреть «просто кино». Сокращать этот карнавал «розовых соплей», скатывающихся в «блевотину», на самом деле бессмысленно. Для режиссёра важна каждая сцена, как невероятно нежная интимная сцена между больной Хлоей и Коленом, так и совершенно мерзкая сцена измены Колена с афро-американкой Шика, когда Хлоя умирает в соседней комнате. И последовавшее вырывание сердца философу Жан-Соль Партру в кафе над недописанным девятнадцатым томом сочинений, смотрится в свете окружающих событий, почти радостным эпизодом.
Несмотря на совершенно чёрный финал, не скрашенный даже подвигом кухонной мыши, я обязательно сохраню этот фильм в хорошем качестве себе в коллекцию. Вот только пересматривать я его буду один. И отдельными эпизодами. Например, сцены свадьбы, которую не смогли испортить даже сволочные работники храма.
Такой фильм трудно рекомендовать. Но на каждый прочитанный негативный отклик хочется спросить словами Хлои: «А ты всегда лупишь по музыке кулаками?»
Полезная рецензия? Да / Нет5 / 2

09 Июль 2013 09:23 Прямая ссылка

Добавить рецензию

L'écume des jours

Пена дней

Экранизация по произведению

Режиссер

Мишель Гондри (Michel Gondry)

08 Май 1963
Смотреть фильмографию

В ролях

Ромен Дюрис (Romain Duris)

28 Май 1974
Смотреть фильмографию

Одри Тоту (Audrey Tautou)

также встречается как: Одри Тото

09 Авг. 1976
Смотреть фильмографию

Гад Эльмалех (Gad Elmaleh)

также встречается как: Гад Элмале

19 Апрель 1971
Смотреть фильмографию

Омар Си (Omar Sy)

20 Янв. 1978
Смотреть фильмографию

Айса Майга (Aïssa Maïga)

Смотреть фильмографию

Шарлотта Лебон

Смотреть фильмографию

Саша Бурдо (Sacha Bourdo)

08 Янв. 1962
Смотреть фильмографию

Филипп Торретон (Philippe Torreton)

13 Окт. 1965
Смотреть фильмографию

Венсан Ротье (Vincent Rottiers)

17 Июнь 1986
Смотреть фильмографию

Лоран Лафитт (Laurent Lafitte)

также встречается как: Лафит Лорен, Лафитт Лоран

Смотреть фильмографию
Кадры из фильма.

Новости

Восемь французских работ на все времена

Кинематография любой страны обладает своей индивидуальностью, что позволяет обзаводиться армией поклонников. Так и французское кино давно уже стало олицетворением изысканности, романтики и интриг. Насколько это верно, каждый зритель решит для себя самостоятельно. Наша задача предоставить зрителям лишь выборку кинолент для просмотра.

Подробнее
Факты
Онлайн
Похожие
Отзывы

Фильм в 16-и коллекциях

44 пользователя рекомендуют

Смотреть все
В рекомендации

Интересные факты:

  • На английский язык фильм перевели как Mood Indigo ("Настроение цвета индиго»).
  • В фильме, как и в романе, появляется второстепенный сатирический персонаж Жан-Соль Партр, пародирующий философа и писателя Жана-Поля Сартра. Персонаж назван именем, созвучным с именем прототипа. К слову, Сартр высоко отзывался о творчестве Виана, в частности, о его рассказах.
  • Фильм Мишеля Гондри — экранизация одноименного романа французского писателя Бориса Виана.
  • Режиссер ...
Показать все факты

Смотреть онлайн

Найти в YandexНайти в Google

Рецензии к фильму

Экранизировать экзистенциализм или трудности адаптации
09 Июль 2013 09:23
На следующий день, когда «Пена дней» уже улеглась в сознании, слёзы высохли и опали с лица на ковровое покрытие лепестками водяной лилии, можно вспомнить и «Бразилию» Терри Гиллиама, и «Обед ...
Добавить рецензию

Похожие

Фильмы похожие на Пена дней

загрузка

Добавить Сообщение
Всего сообщений 66
KisS
+439
-1012
Забористая походу была трава,раз такую чушь сумели придумать
kolobod
+28
-27
Фильм-выпендреж. Авторы очень стараются быть "100% виановскими" - оригинальными, философскими и "не такими, как все" - но выходит очень натужно. Совершенно никакая Одри Тоту, которая блеснула яркой кометой в Амели, и... более нигде так и не смогла повторить этот успех. Та же история и с обаятельнейшим Омаром Си, звездой 1+1. Здесь он себя никак не проявил, а одной его фирменной улыбки явно маловато, чтобы вытянуть такое кино.

В общем хотели удивить, поразить, пооригинальничать, и даже всех своих французских звезд наскребли! Не вышло, на мой взгляд.
surgepredator
+0
-3
К просмотру могут быть допущены только лица со здоровой и крепкой психикой, полностью сформированные как личности, в противном случае человек может загреметь в ПНД... надолго. Автор книги, режиссер и С.Дали вероятнее всего познакомились в палате №6
gmg junior
+43
-32
Великолепно показана мимолетность жизни,скоротечность времени ,вспомнился эпиграф к" Вешним водам" И.Тургенева,приятным бонусом стала композиция "D.Ellington-African flower" отлично подчеркнувшая морбидную атмосферу фильма.Немного раздражал Чик,уж не знаю негативной ли ролью либо неприятным именем игравшего его артиста,а так все понравилось.
MayDay
+234
-244
Чудеса и не только. Все на столько иносказательно, что голова идет кругом, это не фильм – это ребус, шарада.

Оценка: 10 из 10
Магдаленка
+42
-30
а мне кино понравилось... очень !!! очень не обычное!
такие красочное, красивое, веселое начало
и такой печально-черно-белый конец...
буду пересматривать...............
Захар 64
+114
-78
Прочитал немало положительных отзывов в комментариях,пришлось замахнуться на просмотр,который дался с огромным трудом,в два захода,по часу просмотра,с перерывом между ними на пару дней...Лично для меня фильм должен называться так; "в дебрях белой горячки",ну или "тихий ужас наркомана",больше так издеваться над собой не буду.:smile25::smile20:
Наверное,надо прочитать оригинальный роман (грешен не читал),чтобы понять хоть что то,но очень боюсь его читать после фильма.:smile26:

+21
-13
Неоднозначное кино. Сюрреализм, все увиденное – за гранью здравого рассудка. Но это не мешает насладиться данным творением. Чудесный полет фантазии. Уникальное воображение. Но…, предельно безнадежно, так видит автор. Не доводилось читать Бориса Виана, но фильм, подозреваю, достаточно наглядно передает смысл его творения. Однако, знаком с творчеством Жан-Поля Сартра, что очень важно в понимании Виана, об этом немного позже.

Осторожно - спойлер!
Картина начинается изумительно, как в детстве, почти каждого, с учетом (сюр)реализма. Никаких забот и проблем, напыщенная жизнь, много ярких красок, удивительное разнообразие окружающего мира. Нет финансовой нужды, все легко и забавно, весело и задорно. Где-то вдалеке, мелькает крупица жестокости и негатива, но она настолько незначительна, что не вмешивается в жизнь, не нарушает идиллию. Кульминацией этой счастливой, сказочной жизни, является, по мнению Виана, обретение своей второй половинки. Весь смысл существования Колена он заключил в ней, в Хлое. У них все действительно хорошо, мило, на сколько позволяет жанр.
Пока не появляется ужасная болезнь, создающая трудности, несущая предстоящую разлуку. Она заставляет приземлиться в жестокую «реальность», где появляются трудности, обязанности и ограничения. Все средства уходят на лечение Хлои, что приводит к финансовому недостатку, и теперь Колену необходимо работать, чтобы оплатить лечение. Лечение не помогает, болезнь прогрессирует. Утрачивая надежду на выздоровление, все во круг меняется, постепенно, по мере понимания неотвратимого. Мир начинает омрачаться, становиться другим, все больше и больше уходят радости вместе с красками. Сказочная, беззаботная жизнь разрушается. Приближается мрачная серость. Уютный дом постоянно уменьшается, становится тесным, выталкивая все изнутри. Комфорта больше нет. Появляется грязь, плесень. Солнечный свет все меньше поступает в дом, в жизнь. Этот процесс уже не остановить. Теперь царит грусть. Отчаяние пожирает все на своем пути. И, вскоре и саму жизнь. Хлоя умирает. Колен опустошен, его тоже больше нет. Таков конец. Это реальность по Виану. Невероятно безнадежно.
Так можно увидеть «Пену дней» без Сартра, разумеется, с учетом жанра.

Теперь добавим философию.
Осторожно - спойлер!
«Пена дней» это «Тошнота» Жан-Поля Сартра в обертке Бориса Виана, с одной ключевой разницей.
Виан, по моему мнению, соревнуется с Сартром, он придумал свою «Рвоту» в которой спорит с «Тошнотой». Он заявляет это громко и повсюду, на протяжении всего романа. Параллели слишком очевидны, имена подобраны не случайно. Но подача оригинальна, таков его эпатаж, по-другому он не может. Высмеивая все, что только можно, все правила, условности и нормы. Он возражает против всех и вся на белом свете, издевается над обыденностью жизни, смело и без оглядки. Лучи солнца, на которых можно играть, как на струнах, еду, напитки, создаваемые мелодией и настроением, танцы с невообразимыми движениями, совершенно бесполезную работу, ни на что не годную медицину и врачей, нелепое оружие, глупую политику, лицемерную церковь, … Он сметает абсолютно все из привычной реальности, как Диоген Синопский или барон Мюнхгаузен, сомневается в разумности всего обычного… Оставив только чувства. Все больше приближаясь к опустошенности и сами чувства он ставит под сомнение (измена Колена), но, ничего не изменилось, они устояли, не исчезли, именно в них он заключает весь смысл жизни. Так он возражает против Сартра, и допускает его гибель, причем от руки женщины, чью жизнь он и испортил, в отместку она лишила его сердца. Мне кажется, здесь и кроется смысл Виановской разницы, он подчеркивает влияние женщины на взгляды Сартра, возможно считая, что он бессердечен, замкнут в себе, не способен на чувства, поэтому и вовсе не находит смысла в жизни (из «Тошноты»). В отличии от Виана, который утрачивает смысл существования только после потери своей любви. Чем ближе Виан приближается к завершению своего романа - утраты любимого человека, тем больше проявляется безнадежность, отчаяние и безысходность, все рушится. И тогда он, похоже, начинает соглашаться с Сартром. Невероятно безнадежно.
Удивительное противостояние двух схожих мыслей.

Думаю, что без сравнения этих двух французских творчеств (Жан-Поль Сартр и Борис Виан), о котором так откровенно намекает сам автор, понимание «Пены дней» будет не полным. И, кстати, они были современниками, и даже, были знакомы, при жизни.
Nattgran
+200
-58
Не рассуждай, не хлопочи –
Безумство ищет – глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему – то будет...

(Ф.И. Тютчев)


Экранизировать Виана – занятие само по себе неблагодарное, а уж взяться за "Пену дней" – вдвойне. Дело даже не в бесконечности виановских изобретений, далёких от воплощения в жизнь, а в тональности произведения. Радужность, лучистость, богатство и мажор в начале истории воспринимаются благосклонно и на "ура", а вот "закат империи", воцарение минора и чёрно-белого настроения выдержат единицы. Что поделаешь? Мы любим быть счастливыми, радостными, здоровыми и хотим верить в то, что это – навсегда...
Мишель Гондри сохранил и воспроизвёл виановскую атмосферу максимально достоверно: игру слов, деталировку, музыку, сюрреалистичность происходящего (от манёвров лилового угря до речей Жан-Соля Партра), и красоту, и философию. И признание власти мира фантазий, которые могут соперничать в варварстве разве что с нашей действительностью.
kodzi
+287
-179
Очень-Очень... просто ващщще невероятный фильм:smile3::smile3:
все эти примочки... шеф-повар в холодильнике... тема с краном, подъемным...
зацепило как и "Наука сна"
:smile19::smile19:
Сладкая парочка
+45
-69
Самый необычный сюр из мной увиденных. Казалось бы, полнейшая бредятина . И вместе с тем снято по-французски красиво и со вкусом(понравилось еще постепенное обесцвечивание фильма,необычно) . И музыка классная. Смешанное чувство.
Shadrap
+535
-589
Французский тупой сюр.:smile13::smile15::smile20:
Alis777
+133
-90
фильм не понравился, с первым минут пошел один арт-хаус, к тому же не люблю фэнтези. после просмотра остался неприятный осадок, наводит на депрессивное настроение и глупые вопросы:"зачем нам любовь, дружба и жизнь?"
Peaceful
+170
-77
Фильм просто невероятный, один из лучших, что мне доводилось смотреть.
Картина получилась яркая, остроумная, в чем-то смешная и в то же время невероятно грустная, как впрочем и сама жизнь. Так проникать в суть изображаемых явлений, минуя традиционные формы и стереотипы, может только настоящий талант. Каждый образ, каждый эпизод - это чистая поэзия, поэтому этот фильм нужно читать между строк... Трудно передать все впечатления словами, это нужно просто увидеть.
Роман Виана прочитал после просмотра и поразился, как все же Гонди удалось визуализировать такую прозу. Режиссеру пришлось многое додумывать, ибо текст часто не содержит подробных описаний изображаемых вещей и явлений. Несмотря на в целом печальный смысл картины, режиссер, как оказалось, немного изменил концовку в позитивную сторону, что по смыслу очень напомнило сартровскую "Тошноту".
Вообще, кино очевидно, что из разряда "не для всех", на то он и артхаус. Моя же, подчеркну, субъективная оценка фильму - отлично!
nortcher
+377
-337
Вообще фильм про жизнь с ее логическим завершением. Все остальное в ленте мишура, игра в аналогии и символы...


Добавить Сообщение

Мы в соц сетях


Яндекс ДзенВКОКT