Фильмы, искажающие психические заболевания, десятилетиями формировали стереотипы о расстройствах. Психическое заболевание проявляется по-разному, и Голливуд любит либо полностью преуменьшать, либо дико преувеличивать их симптомы ради сюжета.
Аарон Стэмплер, «Первобытный страх» (1996)
Эдвард Нортон заработал репутацию, снимаясь в проектах, искажающих психические заболевания. Старт был дан с его игры в «Первобытном страхе», где он сыграл роль прислужника, осужденного за убийство архиепископа. За дело берется отчаянный адвокат. Он раскрывает секреты Церкви, а заодно и психическое заболевание, от которого страдает Аарон. Финал предполагает, что персонаж манипулировал собственным адвокатом, психиатрами и присяжными, заставив их поверить в то, что совершил преступление, хотя эта личность была прикрытием для другой, еще более коварной.
Делая расстройство идентичности «изюминкой», фильм усиливает страх общества перед тем, что кто-то может «сойти с ума по причине безумия». Он создает неуничтожаемое клише о том, что любой человек с психическим заболеванием является пугалом, что он может контролировать свои симптомы, включать и выключать их, чтобы манипулировать окружающими.
Александра Форест, «Роковое влечение» (1987)
Гленн Клоуз получила номинацию на премию Американской киноакадемии за роль психически нестабильной женщины, одержимой женатым мужчиной. И вот более трех десятилетий спустя актриса в одном из интервью выразила сожаление о том, что сыграла в фильме, искажающем психическое заболевание. По мнению Клоуз, фильм не сделал ничего, чтобы развенчать миф о том, что люди, страдающие биполярным расстройством личности, очень нестабильны.
К чести актрисы, перед съемками она провела детальное исследование проблемы для роли и даже общалась с психиатрами, и выдумала печальное прошлое для своей героини, чтобы как-то объяснить ее беспорядочные действия. Безусловно, люди с биполярным расстройством могут проявлять резкие эмоциональные реакции и выражать чрезмерный гнев, но симптоматика их заболевания редко напоминает что-либо, представленное на экране Александрой Форест. В реальности она никогда бы не стала варить питомца своего возлюбленного, обливать его машину кислотой и тем более угрожать жизни его близких.
Нана, «Визит» (2015)
Режиссер М. Найт Шьямалан известен как мастер ужасов, способных выбить почву из-под ног самых уверенных зрителей. В этом фильме он использует классический сюжет о визите внуков к дедушке с бабушкой, чтобы создать шокирующую атмосферу, идеальную для столкновения аудитории с тем, что превосходит ее ожидания.
Для выполнения этой задачи Шьямалан использует понятие «закат» – абсолютно реальное нейродегенеративное заболевание, нередко поражающее людей с болезнью Паркинсона или Альцгеймера. Однако, в отличие от фильма, в котором показана рвота бабушки и яростное размахивание мясницкими ножами, те, кто страдает от этого, обычно имеют нарушения, связанные с деменцией: люди забывают себя или окружающих, разочаровываются в простых задачах, которые неспособны выполнять и т.д.
Тедди Дэниелс, «Остров проклятых» (2010)
«Остров проклятых» Мартина Скорсезе – один из лучших, невероятно напряженных психологических триллеров, он погряз в неточных описаниях психических заболеваний, чтобы создать сенсационные повороты сюжета. А начинается все с того, что маршал США прибывает в психиатрическую больницу, похожую на крепость в поисках пациента-убийцы, исчезнувшего при странных обстоятельствах.
Постепенно сюжет превращается в конфронтацию персонажа с собственной психикой. Финальный поворот происходит лишь по причине чрезмерно драматизированного характера психического заболевания (в этом случае бредового расстройства). Стойкий психически человек переживает семейную травму и прорывается через бредовую реальность в процессе лечения, а потом возвращается к ней как заевшей пластинке. Идея о том, что психиатр способен заставить человека сыграть неосознанно роль в психлечебнице, чтобы найти лекарство, маловероятна.
Рассказчик, «Бойцовский клуб» (1999)
«Бойцовский клуб» рассказывает о человеке с диссоциативным расстройством личности, который пытается выжить в недружелюбном мире. В итоге это приводит к тому, что доминирующая личность берет на себя всю ответственность. Харизматичный Тайлер используется Рассказчиком в качестве механизма выживания. Тайлер выходит на передний план каждый раз, когда Рассказчик теряет цель в жизни. В книге для этого момента придуман термин «снежинка», чтобы описать отчуждение персонажа от общества.
«Бойцовский клуб» неправильно понимает психическое заболевание ключевого персонажа в одном важном аспекте: якобы обыденность его ежедневной борьбы вызвала психический срыв, позволивший проявиться расстройству личности. В реальности катализатором могла быть лишь серьезная травма. И так же, как и в других фильмах, искажающих психические заболевания, каждая личность не знала бы о другой, не говоря уже о том, чтобы вести разговор.
Артур Флек, «Джокер» (2019)
История происхождения клоуна-принца преступного мира Готэма и величайшего врага Бэтмена. В этом фильме упор сделан на то, какую роль общество сыграло в формировании злодея. Согласно идее фильма, Артур Флек, которого высмеивают за уникальное психическое заболевание (смех/плач в неподходящей остановке), становится Джокером, нужно лишь унизить его и сделать изгоем.
Психическое заболевание Джокера делает его жертвой, и фильм проделал отличную работу, подчеркивая страх общества перед тем, чего оно не понимает. Но страх перед очевидными признаками расстройства психики быстро подтверждается, когда Флек прекращает прием лекарств и становится опасно агрессивным.
10 /1
Отзывы