Топ-7 фильмов, положивших начало новому поджанру

опубликована

Большая часть фильмов относится с легко узнаваемым жанрам – драмам, боевикам, ужасам и т.д. Но есть также киноленты, которые сами стали родоначальниками жанров. Они оказались настолько нестандартными, что не вписались ни в одну фундаментальную категорию, породив в мире кино нечто уникальное. Какие из фильмов сумели переломить ход игры? Представляем самых-самых.

«Крепкий орешек» – боевик в замкнутом пространстве

«Крепкий орешек» – единственный фильм, давший начало поджанру, призванному доказать свое название на деле. Тогда считали настоящим безумием тот факт, что 20th Century Fox заплатило Брюсу Уиллису 5 миллионов долларов за роль в боевике о полицейском, пытающемся вызволить свою жену (а заодно и несколько других заложников) из лап террористов внутри небоскреба. Когда фильм вышел в прокат, он произвел эффект разорвавшейся бомбы, сразу же ворвавшись в категорию блокбастеров.

Зрители по достоинству оценили простоту замысла и невероятную зрелищность фильма с учетом действий героя в весьма ограниченном пространстве с помощью лишь того, что найдется под рукой. Это придавало ощущение невероятного правдоподобия и позволяло погрузиться в атмосферу боевика. Безусловно, и харизму самого Уиллиса тоже оценили.

«Крепкий орешек» оказался невероятно влиятельным: он породил не только четыре последующие части, но и ряд фильмов-подражателей, стремящихся воспроизвести невероятное напряжение «орешка». Некоторые действительно стали хитами, но ни один не оказал повторного воздействия на кинокультуру.

«Ночь живых мертвецов» – зомби-фильмы

«Ночь живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро – малобюджетка, которая снималась исключительно в окрестностях Питтсбурга. До выхода этой киноленты зомби были известны уже давно, но ассоциировались с мертвецами, возвращенными к жизни посредством вуду. А этот фильм произвел настоящий фурор. Ведь именно Ромеро пришла в голову мысль сделать из зомби людей, вернувшихся к жизни самостоятельно. Это было гениально.

 

На первый взгляд, фильм до банального прост: нежить окружает фермерский дом, где группа выживших пытается спрятаться. Все дело в деталях. «Ночь живых мертвецов» буквально создала правила, по которым будет прописываться сценарий практически для каждого последующего фильма о зомби. Жажда человеческой плоти? Выдумка Ромеро. Зомби, слоняющиеся по знакомым местам? Тоже Ромеро. Зомби, механически совершающие действия, которые помнят из своей жизни? Снова возвращаемся к фильму Ромеро. 

«Криминальное чтиво» – криминальная комедия с запутанной хронологией

Криминальные картины для Голливуда не в новинку. Но Квентин Тарантино полностью изменил правила игры, создав в 1994 году свой шедевр «Криминальное чтиво». Традиционных элементов в нем было немало – напарники-убийцы, роскошная женщина, опасные плохие парни и пр. Но с явным отличием – режиссер трансформировал эти элементы через свою собственную призму вещей, кроме того, немного сместив хронологию сюжета. 

 

Немало режиссеров после выхода картины взяли на вооружение оригинальную подачу идеи, и криминальные фильмы стали более разнообразными и необычными: остроумные мошенники, запутанное временное повествование и пр. Даже спустя годы после дебюта «Криминального чтива», сложно найти столь же крутую картину, которая бы при этом не имела черт шедевра Тарантино.

«День сурка» – фильмы о временных петлях

Вышедший в 1993 году «День сурка» стал невероятным хитом. Это – фантастическая история о капризном цинике – метеорологе, которому приходится снова и снова проживать один и тот же день, пока он не выяснит как изменить его и себя. Картина сочетала очень тонкий, философский подтекст с комичностью и острой саркастичностью главного персонажа. Невероятно притягательное кино, перед которым зрителям было сложно устоять.

 

Спустя годы «День Сурка» начал приобретать статус современной классики. Это – один из немногих фильмов, способных раскрывать свою идею все глубже и глубже с каждым просмотром. Со временем другие режиссеры уловили главную фишку картины – временную петлю, и успешно применили ее в своих работах. «Грань будущего», «Счастливого дня смерти», «Зависнуть в Палм-Спринс» – одни из последних удачных реализаций идеи временных петель.

«Хеллоуин» – слэшер с «именем»

Хэллоуин, безусловно, не является первым в своем жанре. «Черное Рождество» опередило его на несколько лет, не говоря уже о «Психо» 1960-х. Но именно фильм Джона Карпентера 1978 года стал прародителем десятком схожих фильмов. Рассказ о психе, который возвращается в родной город, чтобы учинить кровавую резню на День всех святых, получился очень стильным и был реализован с умом. Даже ряд уважаемым кинокритиков вроде Роджера Эберта и Джин Сискел, не особо почитающих жанр ужасов, признали «Хэллоуин» эталонным.

 

А центральный персонаж картины – Майкл Майерс – быстро стал иконой поп-культуры. Ряд сценаристов поспешил создать свой собственный слэшер с громким именем. Так появились «Пятница 13-е» и Джейсон Вурхиз, «Детские игры» (1988 год) и Чаки, «Кошмар на улице Вязов» и Фредди Крюгер, и многие др. Даже спустя годы эти персонажи остаются востребованной интеллектуальной собственностью.

 «Ведьма из Блер» – фильм ужасов на основе псевдодокументальных видео

«Ведьма из Блэр» была не первым фильмом, в котором использовались псевдодокументальные кадры. Просто картина вышла в нужно время. Три молодых режиссера отправились в леса Мэриленда под впечатлением от местной жуткой легенды и все происходящее снимали попутно на собственные камеры.

 

Съемка от первого лица, собственноручно произведенная героями фильма – это именно то, что позволило создать иллюзию реальности происходящего. Для усиления ожиданий от премьеры во время рекламной кампании создатели картины делали упор на то, что в ней использовались кадры документальных съемок.
 
Сказать, что «Ведьма из Блэр» произвела эффект разорвавшейся бомбы – это приуменьшить реальность. Невероятно низкий бюджет и колоссально высокое влияние на аудиторию – то, что решили взять на вооружение другие режиссеры. «Кловерфилд», «Одержимая», «Последнее изгнание дьявола» и пр. – это лишь некоторые из бесчисленных фильмов, снятых после «Ведьмы из Блер». Примечательно, что такого же феноменального успеха смогла добиться только картина «Паранормальное явление». 
 

«Расёмон» – фильм с множеством конфликтующих точек зрения об одном событии

Фильм именитого режиссера Акиры Куросавы 1950-го года стремился показать, как разные люди могут иметь разные точки зрения на одно и то же событие. В этом конкретном случае – на убийство мужчины и изнасилование его жены. Четыре персонажа представляют свой взгляд на ситуацию с помощью воспоминаний, заставляя зрителя каждый раз воспринимать все по-разному. Картина получилась настолько мощной, что была сразу же причислена к классике. Ее даже преподавали в киношколах, нередко называя одной из величайших в истории.

 

Но, в то время как «Расёмон» преследовал идею нескольких противоречивых точек зрения для изучения острой темы, другие картины, снятые после, использовали этот прием просто как уловку. Был и ряд фильмов, «копнувших» более глубоко, как, к примеру, «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, но попасть в разряд классики больше не удалось никому.
romannn70
28 Фев. 2021

0 /0

  • Еще никто не голосовал