Франшиза Resident Evil прошла долгий путь, начинавшийся с непринятого сценария Джорджа Ромеро а закончившийся культовым фильмом, который прославил Пола Андерсона и поставил его в один ряд с самыми знаменитыми режиссерами мира. История «Обители зла длится уже более 25 лет, а стартовавшая в 2002 году экранизация превратилась в самую продолжительную серию фильмов на основе видеоигр. Среди поклонников франшизы – даже легендарный Джеймс Кэмерон, и это притом, что «Обитель зла» довольно сложно назвать кинематографическим шедевром.
Мы решили вспомнить историю создания Resident Evil в связи со скорым выходом на экраны еще одной экранизации – «Охотник на монстров», в основу которой легла серия Capcom. Это еще одна экранизация от Пола У.С. Андерсона, а главную роль снова исполнит Милла Йовович.
С чего начиналась история экранизации Resident Evil
Отсчет истории Resident Evil начался в далеком теперь уже 1993 году в Capcom, когда Синдзи Миками получил задание от геймдизайнера Токуро Фудзивары. От разработчика требовалось создать хоррор, в основе которого лежала бы ранее выпущенная Фудзиварой для Famicom игра Sweet Home, которую не знали западные пользователи, поскольку она выходила только на внутреннем рынке. В свою очередь, в основу Sweet Home лег японский фильм с точно таким же названием. По сюжету игры группа из пятерых кинолюбителей, увлеченных документалистикой, отправляются в отдаленное поместье с целью поиска старинных фресок. Эти росписи принадлежали прежнему владельцу особняка, который уже много лет считается пропавшим. В игре у каждого персонажа имеется некий уникальный навык, и он каждый из них способен использовать определенные предметы. Суть игры – найти выход из особняка, преодолев сопротивление злых духов.
Выход игры, созданной Синдзо Миками, состоялся в тот период, когда первая PlayStation постепенно уступала свои позиции. В игре использовалась трехмерная графика, в отличие от ее «оригинала» Sweet Home. Первоначально предполагалось выпустить игру на SNES, поэтому на некоторое время к ней приложил руку Кодзи Ода, разработавший Strider и Super Ghouls’N’Ghosts, а позднее имевший непосредственное отношение к созданию Resident Evil 0 и Mega Man 11.
В Capcom не возлагали особых надежд на Resident Evil, собственно, этот проект не был приоритетным, и заниматься им поручали сотрудников, не задействованных в других проектах. Разработка длилась три года, и в создании Resident Evil участвовало около 80 человек. Миками изначально намеревался выпускать игру от своего имени, но затем это мнение поменял под воздействием Alone In The Dark от Infrogames, откуда он заимствовал некоторые идеи. Разработчика также вдохновляли классические хорроры, среди которых и «Техасская резня бензопилой», и «Рассвет мертвецов», и многие другие.
В марте 1996 года вышла первая часть Resident Evil, а через 1,5 года – Director’s Cut, содержавшая обновленные модели и другое расположение врагов и полезных предметов в особняке. Игра имела огромный успех – тираж оригинала составил 3 миллиона копий, а Director’s Cut разошлась еще 2,5-миллионным тиражом.
Завоевав популярность в нескольких странах, Resident Evil за очень короткое время вошла в число наиболее популярных игр, а уже в 1997 году она вышла на первое место среди игр PlayStation. Примечательно, что игры этой серии продолжают выходить в Японии под заголовком Biohazard. Причина кроется в том, что в странах Запада к моменту выхода первой Resident Evil уже была зарегистрирована торговая марка с таким названием, поэтому для зарубежных пользователей пришлось изменить название.
В 1997 году компания Constantin Film из Германии выкупила права на экранизацию, режиссером первого фильма по мотивам Resident Evil должен стал Джордж Слуцер, а работой над сценарием занялся Алан МакЭлрой, известный по нескольким не слишком популярным фильмам («Хэллоуин 4», например). Среди удачных работ МакЭлроя можно отметить киношную экранизацию «Спауна», а также несколько эпизодов анимационного сериала об этом персонаже. Создавая сценарий, Алан МакЭлрой не отходил от сюжетной линии оригинала, а в 1998 году детали сценария были опубликованы в PlayStation Magazine.
Согласно замыслу сценариста, события разворачивались в лесу неподалеку от городка Раккун-сити, жители которого страдали от нападений загадочных животных. Уничтожить этих существ должны были солдаты из группы спецназа, но их миссия оказалась проваленной, а сами солдаты погибли. Провал операции привлек внимание властей, и правительство направило в эпицентр событий Альберта Вескера, который впоследствии станет одним из отрицательных героев. На момент получения задания Вескер лежит в больнице, но почему он там – неизвестно. Возглавив команду «Альфа», Вескера получает в подчинение четырех человек. Среди них: Крис Редфилд, Джилл Валентайн, Барри Бертон и Брэд Викерс. Стоит отметить, что присутствие в отряде Викерса связано лишь с его личным стремлением отыскать свою девушку, пропавшую вместе с отрядом спецназа.
Столкнувшись с полчищами зомби, члены «Альфы» оказываются в особняке, где скрывается ученый. Вместе с ним они должны найти выход и спастись. Далее наступает череда кровопролитных событий, в результате которых в живых из четверки остаются только Крис и Джилл, а Вескер окончательно переходит на «темную сторону» и в финале нападает на них. Заметных сцен в фильме немного, разве что атака огромного паука, вынужденная остановка в лифте с зомби-шершнями и прохождение по коридору с горами трупов. Отметим, что в сценарии нет ни слова про корпорацию Umbrella, ни про S.T.A.R.S.
В конечном итоге кандидатура Алана МакЭлроя чем-то не устроила представителей Constantin Film, и для дальнейшей работы над картиной привлекли Джорджа Ромеро, который успел поработать с Capcom в 1998 году, сняв для них рекламный ролик Resident Evil 2. После выхода ролика на японском ТВ компания Sony Pictures позвала Ромеро подключиться к экранизации одновременно в качестве сценариста и режиссера.
Свой сценарий Ромеро написал достаточно быстро, акцентировав внимание на Редфилде и Валентайн и перенеся основное действие в особняк Спенсера. В работе над сюжетом Ромеро следовал первоначальному источнику, в его сценарии присутствовали даже акулы-мутанты, огромные и жуткие змеи и прочие монстры. Забавно, что при такой приверженности оригиналу Ромеро ни разу не играл в Resident Evil. Игру вместо него прошел ассистент, снявший весь процесс на видео и отправивший боссу запись. Но при всем мастерстве Ромеро в работе над зомби-хоррорами его сценарий также забраковали продюсеры.
Сценарий Джорджа Ромеро можно свободно найти в сети и убедиться в его достоинствах и недостатках. По словам Роберта Кульцера, возглавлявшего производство, увольнение Ромеро в 1999 году было вызвано чрезмерной жестокостью сценария. Фильм мог выйти только с рейтингом NC-17, что не устроило продюсеров. Сам же Ромеро был убежден, что сценарий не понравился главе Constantin Film Бернду Айхингеру, хотя все остальные были вполне довольны. Тем не менее, многие близкие к компании люди высказывались, что по сути Ромеро хотел снять очередной «Рассвет мертвецов», так и не поняв суть самой игры. При том, что сценарий МакЭлроя также сложно было назвать менее жестоким, он был готов не своевременно. К тому моменту как МакЭлрой закончил сценарий, вышла вторая часть Resident Evil, и по мнению продюсеров внимание зрителя к экранизации первой части уже не было бы столь пристальным. Параллельно с Resident Evil МакЭлрой работал и над сценарием к игре Doom, который также был отклонен.
Ходили слухи, что на смену Джорджу Ромеро в проект пригласили сценариста Эндрю Кевина Уокера, который работал с Дэвидом Финчером над фильмом «Семь». Он также ориентировался на первую игру, предложив очередное мрачное и полное жестокости прочтение, к тому же добавив оригинального монстра, прежде отсутствовавшего в игре. Его история также не понравилась продюсерам, к слову, как и некоторые другие сценарии Уокера к другим картинам того времени. Свою руку к сценарию приложили Джэми Блэнкс («Городские легенды») и Кевин Уильямсон («Крик»). Уильямсон первым из перечисленной плеяды попытался немного отойти от первоисточника и перенес действие в ближайшее будущее, когда человечеству стало доступным умение бороться с любыми болезнями. Правда, вскоре появилась некая корпорация, создавшая неизлечимый вирус, лечить от которого предполагалось специальной вакциной за огромные деньги. Это все, что известно о сценарии Блэнкса и Уильямсона.
Последним в списке стал Пол У.С. Андерсон, у которого с Resident Evil своя личная история – однажды он заперся в квартире на месяц, чтобы пройти всю игру.
Режиссер-фанат
Сын потомственных шахтеров, Пол Андерсон, родился 4 марта 1965 года в городе Ньюкасл (Великобритания). Видеосъемка заинтересовала его в раннем возрасте, и уже в 9 лет он начал снимать свои первые ролики на камеру Super 8. Окончив подготовительную школу Ньюлэнд, он начал учиться в Королевской Гимназии, а затем поступил в университет Уорвика, где оказался самым молодым студентом. Андерсон изучал киноведение и литературу, вначале получив степень бакалавра, а защитив магистерскую диссертацию.
Свои первые шаги в мире кино Пол Андерсон предпринял в 1990 году, сняв сериал «El C.I.D.», в котором он поработал с актером Альфредом Молиной. В этот период молодой режиссер сдружился с продюсером Джереми Болтом, изучал философию в Бристольском университете. Вместе с Болтом Андресон основал небольшую продюсерскую компанию в 1992 году, она называлась Impact Pictures. Чтобы его не путали со знаменитым Полом Томасом Андерсоном, молодой режиссер немного изменил имя и добавил инициалы У. С. (Уильям Скотт).
В течение двух лет партнеры искали финансирование для своих будущих проектов, и в 1994 году выпустили драму под названием «Шоппинг», которая повествовала о борьбе подростковых банд. Фильм полностью был снят в Великобритании, главную роль в нем исполнил Джуд Лоу, а его партнершей стала Сэди Фрост, на которой он впоследствии женился.
Фильм в Великобритании посчитали чересчур жестоким, поэтому в некоторых кинотеатрах его не показали, а в США на DVD вышла его сокращенная версия. Тем не менее, картина окупилась в прокате, а Пол У.С. Андерсон считал, что этой работой «обставил» многих своих коллег по режиссерскому цеху. Он не считал себя чисто британским режиссером и мечтал добиться успеха в американской киноиндустрии, и вскоре удача повернулась к нему лицом – на молодого режиссера обратили внимание американские продюсеры на фестивале Sundance. Вскоре, уже в 1995 году, Андерсону выпала возможность поработать над экранизацией видеоигры, чего он прежде не делал. В боевике «Смертельная битва» в роли Райдена блистал Кристофер Ламберт, широко известный по фильму «Горец». А вот роль Джонни Кейджа могла достаться самому Жану-Клоду Ван Дамму, но он предпочел съемки в экранизации Street Fighter. Райдена, кстати, мог сыграть Шон Коннери, но проект не привлекал внимание суперзвезды. Зрители вполне могли увидеть в роли Сони Блэйд очаровательную Кэмерон Диаз, но она получила травму во время одной из тренировок и не могла сниматься дальше. Так роль досталась Бриджитт Уилсон.
Андерсон был хорошо знаком с миром Mortal Kombat, в которую он играл еще в Лондоне в свободное время. Поэтому возможность поучаствовать в подобном проекте стала для его настоящим счастьем. Помимо всего прочего Андерсон фанател от боевиков и восточных единоборств, и работа с мастером боевых искусств Робином Шу имела для него большое значение. Недостаток знаний о спецэффектах молодой режиссер восполнял параллельно – скупая всю имеющуюся в книжных магазинах литературу по этой теме и постоянно удивляя коллег блестящим знанием терминологии. Тем не менее, продюсеры осторожно относились к идее экранизации видеоигры, памятуя о провале фильма про Марио и неудаче «Двойного дракона». Фактически никто не воспринимал эту идею всерьез.
До сих пор «Смертельная битва» входит в число наиболее успешных киноадаптаций видеоигр – затратив на производство всего 20 миллионов долларов, продюсеры заработали 120 миллионов. Фильм получил несколько продолжений, правда, менее успешных и созданных уже без участия Пола У.С, Андерсона. Сам режиссер после успеха фильма начал работать с Дэвидом Пиплзом, который писал сценарий «Бегущего по лезвию». Готовый сценарий к фильму «Солдат» почти 15 лет лежал в ящике стола, но съемки пришлось немного отложить, поскольку исполнитель главной роли Курт Расселл сосредоточился на тренировках, чтобы набрать спортивную форму для роли. Вынужденную паузу Андерсон заполнил новым проектом, начав работу над научно-фантастическим хоррором «Сквозь горизонт».
Увидев черновик сценария Филипа Айснера, режиссер настолько увлекся его чтением, что не смог оторваться. Перед ним стояла задача – продемонстрировать уникальный дух каждого из героев-членов команды, подчеркнуть их характер. С такими яркими исполнителями, как Лоуренс Фишберн эта задача оказалась вполне реальной. Примечательно, что при создании готических интерьеров космического корабля специалисты по графике воссоздали компьютерную модель Собора Парижской Богоматери, элементы которого затем встраивали в звездолет. По словам Филипа Айснера, его во многом вдохновила вселенная Warhammer 40,000.
По мнению продюсеров лента получилась еще более кровожадной, поэтому некоторые особо жестокие сцены были удалены, унеся с собой частицы сюжетной линии. Но Пол У.С. Андерсон не теряет надежды рано или поздно продемонстрировать собственное видение хоррора во всей его полноте.
«Обитель зла» Пола Андерсона
Несмотря на участие звездного актера в главной роли, «Солдат» провалился в прокате, после чего Андерсон вернулся в Венис-Бич, где сосредоточился на работе над разными сценариями и игре в видеоигры, среди которых была и Resident Evil. Игра показалась режиссеру достойной экранизации, и он обратился к другу и продюсеру Джереми Болту с просьбой о покупке прав на экранизацию. К этому моменту Constantin Film уже сотрудничала с Джорджем Ромеро, но это не остановило Андерсона, который начал работать над своим сценарием под названием Undead.
По первоначальному замыслу Андерсона, фильм должен был стать «калькой» с видеоигры, с точно такими же локациями и генеральной сюжетной линией. Но тут стало известно о разрыве контракта с Ромеро, и свой сценарий Undead Андерсон заканчивал с расчетом на возможную реализацию замысла по экранизации Resident Evil. У него уже был опыт сотрудничества с Constantin Film – планировалось, что Андерсон станет режиссером картины «Моя цель — звезды» по роману Альфреда Бестера.
После того, как студия Constantin Film выкупила 50% доли в Impact Films, принадлежавшей Андерсону и Болту, воплощение режиссерского замысла стало возможным. Вначале Андерсон намеревался создать приквел к дальнейшим событиям Resident Evil, который не должен был войти в противоречие с остальными частями игровой вселенной, при этом в части ужастика смахивать на культового «Чужого».
Работая над фильмом, Андерсон обратил внимание на заметные параллели между Resident Evil и «Алисой в стране чудес» Льюиса Кэролла. Это действительно так, начиная с имени главной героини и заканчивая «Красной королевой» в «Муравейнике». Планировалось, что в фильме будет присутствовать и «Белая Королева» – искусственный интеллект, наблюдавший из штаб-квартиры Umbrella за «Муравейником». Но этот сюжетный ход исчез из сценария.
Фильм начинается с того, что однажды, проснувшись в незнакомом месте, девушка по имени Элис совершенно ничего не помнит и вместе еще с несколькими потерявшими память людьми отправляется в секретную лабораторию. Так называемый, «Муравейник», располагается под землей в городке Раккун-Сити, и здесь произошло нечто странное. Среди героев фильма присутствует один игровой персонаж – доктор Уильям Биркин, сыгранный Джейсоном Айзексом. Образ главной героини был написан на основе Клэр Редфилд и Джилл Валентайн. А вот «Красную Королеву» Андерсон задумывал по мотивам записок в играх. Образ женщины в качестве главного положительного героя показался Андерсону удачным, к тому же в остальных вариантах экранизации эта роль отводилась мужскому персонажу.
Несмотря на то, что одним из кандидатов на главную роль была Гвинет Пэлтроу, вопрос выбора актрисы на главную роль не был проблемным – Пол Андерсон сразу видел в образе Элис исключительно Миллу Йовович. К тому же Йовович сама являлась поклонницей Resident Evil, в которую играла вместе с братом. По словам актрисы, она проводила за игрой по 5-6 часов в день. Милла Йовович, к тому же, имела опыт работы над экшенами, успев сняться в «Пятом элементе».
В течение шести месяцев актриса упорно тренировалась, и этот опыт помог ей перевоплотиться в Элис, хотя сцену, в которой она в прыжке наносит удар по морде зараженного пса, она тренировала 3 месяца. Ей также пришлось научиться обращаться с оружием, за эту часть подготовки отвечал бывший морпех Джеймс Батлер. Другая актриса – исполнившая роль бойца Рэйн Окампо Мишель Родригес – также оказалась фанаткой Resident Evil, которая казалась ей похожей на фильмы Альфреда Хичкока.
Режиссер был убежден, что все члены съемочной группы должны пройти оригинальную версию игры, но многие все же ограничились лишь просмотром видеозаписей. Примечательно также, что при работе над фильмом частенько самые зрелищные экшн-сцены доставались Мишель Родригес, и это едва не стало причиной ухода Миллы Йовович из проекта. Но этого не произошло, и Йовович настолько вжилась в образ, что к концу съемок с легкостью могла уложить любого члена команды «на лопатки».
Съемки стартовали 5 марта 2001 года, а бюджет рассчитывался, исходя из стоимости в разных странах. Продюсеры остановились на Берлине, который отлично подходил по антуражу и имел много подходящих локаций и оказался дешевле Лондона в полтора раза. Большинство сцен были отсняты в недостроенных станциях метро в Берлине, а дизайн «Муравейника» основывался на европейских противоатомных бункерах, которые специально осматривал художник-постановщик Ричард Бригланд.
Сложности возникли при создании образа зомби, которые не должны были копировать все предыдущие экранные воплощения живых мертвецов, и решение этой задачи взяла на себя Полин Фаулер, работавшая над «Тенью вампира». Ее команда разработала более полусотни зомби-гримом из желатина, на создание образов ушло почти полгода. Зомби должны были появляться в нужный момент, тем самым оказывая сильное впечатление на зрителя. Среди зомби появился и Джереми Болт с супругой.
Полин Фаулер и ее команда стремились не переборщить с чрезмерно жестокими образами, но позволили себе в полной мере пофантазировать при создании зомби-псов. Для подготовки к съемкам одного добермана, двум гримерам приходилось два часа наносить на собак пластический грим. Создание знаменитого лизуна также потребовало от дизайнеров особого профессионализма и знания множества технологий. На экране можно видеть голову, конечности и тело лизуна по отдельности, но была создана и детализированная модель монстра, которого съемочная группа любя называла Клинтом. При съемках сцены гибели солдат Umbrella от лазерных лучей в закрытой комнате была создана модель актера Колина Сэлмона в полный рост, которую разрезали на кусочки, затем собрали и подвесили на тросиках и в нужный момент перерезали их, чтобы фигура развалилась на множество частей. Все эти жуткие составляющие повлияли на то, что фильм получил возрастной рейтинг R, к тому же часть эпизодов пришлось вырезать. Режиссерскую версию Андерсон так и не выпустил.
Выбор саундтрека стал отдельной проблемой для Пола У.С. Андерсона, который хотел, чтобы музыка вызывала ассоциации с фильмами Джона Карпентера, только была более современной. Режиссер обратился к знаменитому Мэрилину Мэнсону и Марко Белтрами, работавшему над музыкой к «Мутантам» (1997) и «Крику». При написании музыки композиторы уделили особое внимание атмосфере. Этот опыт оказался во многом новым для Мэнсона, который при создании саундтрека рисовал в воображении Алису из Страны Чудес, неведомым образом перенесшуюся в постапокалиптический мир. Саундтрек получился очень удачным и пришелся по душе режиссеру, который называет его самым любимым.
Апокалипсис
Еще работая над первой «Обителью зла», Пол У.С. Андерсон приступил к написанию сценария сиквела, но на этот раз он не мог так же плотно погрузиться в проект, поскольку работал над съемками «Чужих против Хищника».
Но, помня о провале сиквела «Смертельной битвы», Пол Андерсон не оставлял свою франшизу без присмотра. Он участвовал в подготовке сценария и взял на себя роль продюсера. Свое появление во второй части анонсировал и Эрик Мебиус, причем он сделал это еще до премьеры первой части. Мебиус рассказал, что во второй части действие развернется на улицах Раккун-Сити, а сам он исполнит роль Немезиса, для которой ежедневно ему придется носить костюм весом около 15 кг в течение 3-4 часов. В реальности же костюм весил почти в два раза больше, а в роли Немезиса в итоге предстал каскадер Мэттью Тэйлор. Несмотря на то, что костюм сразу создавали под антропометрические данные Тэйлора, ему было в нем неудобно, и уже через 15 минут становилось очень жарко. Вряд ли кто-то другой смог бы надеть эту конструкцию.
В августе 2003 года начались съемки второй части, над которой работал начинающий режиссер Александр Уитт, прежде не занимавшийся самостоятельными проектами, но участвовал в работе над несколькими популярными картинами («Гладиатор», «Идентификация Борна» и «Черный ястреб»). Со вселенной Resident Evil Уитт был знаком достаточно поверхностно, и игру до конца ни разу не проходил. К производству сиквела «Обители зла» он присоединился на стадии, когда уже был готов сценарий. Почему выбрали именно Уитта, сложно сказать, потому что его нельзя назвать любителем зомби-хорроров или знатоком фильмов Джорджа Ромеро и подобной классики жанра.
В основу сюжета «Апокалипсиса» легла третья часть игры Resident Evil, в которой впервые появляется Немезис. В отличие от игры, в фильме его появление выглядит совершенно иначе, потому что в игре в принципе отсутствует Мэтт. Однако, в сиквеле зрители увидели ключевых персонажей игры: Джилл Валентайн и Карлоса Оливейру, роли которых исполнили Сиенна Гиллори и Одед Фер. Дальнейшее развитие сюжета продолжает события первого фильма и отличается от сюжета игры. Элис здесь уже полностью погружена в противостояние с полчищами зомби.
Актерский состав сиквела не изобиловал звездными именами, хотя Джина Филлипс должна была исполнить роль Клэр Редфилд, но затем отказалась от роли. Впоследствии этот персонаж исчез и из сценария. Пол У. С. Андерсон в интервью говорил о том, что Снуп Дог мог исполнить роль ЭлДжея, но переговоры со звездой зашли в тупик. Сиенна Гиллори произвела впечатление на создателей фильма своей игрой в картине «Елена Троянская». Роль доктора Эшфорда сыграл Джаред Харрис, который в тот момент находился в самом начале своего творческого пути. А вот Джексон Айзекс отказался участвовать во второй части, поэтому развитие линии доктора Биркина не поучилось. Зато появился доктор Айзекс, которого блистательно сыграл Иэн Глен, прекрасно знакомых фанатам «Игры престолов» по роли Джораха Мормонта.
Александра Уитта во время работы над фильмом вдохновляли картины Ридли Скотта и Яна де Бонта. Что же касается количества локаций для съемок, то оно существенно изменилось, и в отличие от первой части «Апокалипсис» снимался в 47 разных местах – в окрестностях Торонто и в самом городе. Чтобы исполнить трюки в некоторых эпизодах, Милле Йовович пришлось поучиться бразильской капоэйре и филиппинскому бою на палках. Она стремилась максимально выполнять трюки самостоятельно. А вот Одид Фер не нуждался в особой подготовке, поскольку актер служил в израильской армии и умел обращаться с разными типами оружия. Сиенна Гиллори, готовясь к роли, прошла Resident Evil 3 на PlayStation, чтобы хорошенько изучить свою героиню.
Несмотря на тщательную подготовку, во время работы над фильмом случались и непредвиденные сложности. Так, Милле Йовович было сложно доставать оружие из-за спины, поскольку Элис носила его в кобуре за плечами. Здесь помогли монтажеры, разбив движение на два кадра – в одном Элис берется за оружие, а во втором уже стоит готовая сражаться. Во второй части появляется и закадровая речь Элис, в которой она кратко описывает ключевые события. Впоследствии эта речь стала традиционной, за исключением третьей части.
В сети трейлер «Апокалипсиса» впервые вышел в ноябре 2003 года, причем создатели изменили его подзаголовок. Сиквел должен был называться Nemesis, но провал Star Trek: Nemesis незадолго до этого заставил продюсеров изменить название. Впрочем, это не слишком помогло, поскольку вторую часть публика приняла достаточно прохладно. Фильм получился слишком скомканным, с нагромождением персонажей и их взаимоотношений. Тем не менее, в прокате он окупился – при бюджете в 45 миллионов долларов картина заработала почти в три раза больше.
Вскоре после выхода сиквела Пол У.С. Андерсон начал думать о третьей части франшизы, но на этот раз он намеревался самостоятельно снимать «Обитель», которая обещала превзойти обе предыдущие часть по своей кровожадности. Милла Йовович не собиралась участвовать в проекте, но знакомство со сценарием ее переубедило. В третьей части впервые появляется Клэр Редфилд в исполнении Эли Лартер, которая произвела впечатление своей игрой в первых «Пунктах назначения». Слухи о появлении Дженсена Эклза оказались лишь слухами, как и многие другие предположения. Не смогла принять участие в проекте и Сиенна Гиллори, на тот момент занятая на съемках «Эрагона».
В сценарии третьей части франшизы нет первоисточника среди игр. По сюжету пересекаются пути Клэр Редфилд и Карлоса Оливейры, которые в оригинальной Resident Evil никогда не встречались. А визуальный ряд третьей «Обители» очень смахивает на «Дорогу ярости», в которой мы видим те же постапокалиптические пейзажи и таких же готовых на все ради выживания людей. В начале фильма Элис даже попадает в засаду сошедшей с ума женщины с тремя сыновьями, которые своих пленников скармливают зараженным собакам. Собственно, и Элис в этой части больше похожа на Безумного Макса – она скитается по пустошам и ищет выживших и по пути встречает группу Клэр и Карлоса. Стоит отметить, что Андерсон и не скрывал, что многое заимствовал из «Дороги ярости».
Съемочный процесс стартовал весной 2006 года и длился всего несколько месяцев. Над фильмом работал режиссер Рассел Малкэхи, снимавший две части «Горца», «Тень» и «Рикошет». Замена режиссера была связана с занятостью Андерсона – он был погружен в работу над «Смертельной гонкой». На первую встречу с продюсерами Малкэхи пришел с книгой, каждая страница которой содержала наброски к кадрам будущей картины. По мнению режиссера третья часть не должна походить на первые два фильма, и это сделает ее выигрышной. Рассел Малкэхи считал, что не обязательно закрывать героев фильма ужасов в замкнутом пространстве, а события вполне могут разворачиваться и в пустыне.
Съемки проходили в Мехикали, где воздух прогревался до 56 градусов и разыгрывались настоящие бури. Создатель декораций – Эухенио Кабальеро («Лабиринт Фавна») – рассказывал, что порой приходилось специально крепить декорации при помощи дополнительных конструкций, чтобы их не разметало порывами ветра.
Основная декорация в третьей части «Обители» - погружена в пески верхушка Вегаса. Площадка, размеры которой составляли 12 на 26 метров, была обработана при помощи компьютерной графики для придания большего эффекта. Больших усилий требовали и другие декорации, а чтобы создать бункер корпорации Umbrella, потребовалась консультация постановщиков двух первых частей. Но эта непростая работа лишь помогла теснее сплотить съемочную группу, участники которой проводили свободное время, устраивая барбекю около бассейна.
Третий фильм должен был выйти с подзаголовком «Жизнь после смерти», но в итоговой версии подзаголовок изменился («Вымирание»). Но название «Жизнь после смерти» не ушло безвозвратно, так назвали четвертую часть. Самый первый трейлер третьего фильма франшизы предварял показы «Призрачного гонщика», а в широкий прокат лента вышла 31 июля 2007 года.
Все обстоятельства складывались в пользу успеха третьей «Обители». В режиссерском кресле именитый режиссер, а декорации готовил оскароносный художник-постановщик, поэтому создатели возлагали большие надежды на новую картину. Но «Вымирание» не получило восторженных отзыв, а из всех трех частей оказалось едва ли не худшей. Причины неудач были понятны – сюжет получился довольно предсказуемым и никого не удивил, а прежние проблемы никуда не делись. Продюсеры не стали устраивать отдельный показ для критиков до премьеры, опасаясь разгромных рецензий. Тем не менее, несмотря на плоские персонажи и банальный сюжет «Вымирание» окупилось в прокате и получило достаточно высокие оценки, но долгожданного триумфа опять не случилось.
Матрица в мире ужастиков
Только приступая к работе над франшизой «Обитель зла», Пол У. С. Андерсон надеялся в конечном итоге создать нечто культовое вроде «Матрицы», только среди хорроров. И он почти сумел приблизиться к этой цели в четвертой части. Отсутствие оглушительного успеха «Вымирания» почти убедило создателей в том, что историю пора заканчивать, и некоторое время ни Андерсон, ни Болт не позволяли себе в интервью даже намеков на возможный выход четвертой части. Андерсон не хотел снимать четвертый фильм «ради галочки», но уже в 2008 году он официально заявил, что начал работать над новым сценарием. Главной героиней могла стать появившаяся в «Вымирании» Клэр Редфилд. Для Андерсона было важно, чтобы франшиза имела постоянное развитие, как это происходило с игрой. Любопытно, что развитие получили и отношения Андерсона с Йовович, которая в 2009 году стала женой режиссера. После этого стало очевидно, что Элис вскоре вновь появится на экране.
В «Жизни после смерти» полноценным антагонистом стал Альберт Вескер, мелькавший в нескольких эпизодах еще в «Вымирании». В четвертом фильме он получил больше экранного времени. В картину вернулась Клэр Редфилд, и впервые появился Крис Редфилд. Чтобы принять участие в съемках, актриса Эли Лартер, на тот момент снимавшаяся в «Героях», пропустила съемки нескольких серий. А в образе Криса предстал Вентворт Миллер, согласившийся сниматься быстрее, чем его конкуренты на эту роль Джонни Месснер и Шон Робертс. Робертс, впрочем, не остался без роли – он сыграл Альберта Вескера вместо Джейсона О’Мары. Любопытно, что Миллер прежде не смотрел предыдущие «Обители» и не играл в видеоигры, ограничившись лишь просмотром видео с ключевыми эпизодами для своего персонажа.
Сценарий четвертой части вобрал в себя разные элементы франшизы, дополненные некоторыми оригинальными поворотами и нововведениями. Сюжет основывался на Resident Evil 5, хотя для ее экранизации лучше подходили пустынные песчаные пейзажи третьего фильма. Из игровых персонажей в фильме появляется Крис Редфилд, а также подчиняющие скарабеи и гигантские Палачи с топорами.
Пол У.С. Андерсон рассказывал, что продюсеры из Capcom осуществляли контроль над всеми этапами проработки сценария, и без их одобрения ни один элемент не мог быть включен в сюжет. Работу над сценарием он начал еще до того, как вышла игра, и по его замыслу, в поисках группы Клэр Элис предстоит путешествие на Аляску.
Четвертый фильм получился более технологичным – эффект вышедшего незадолго до этого «Аватара», который на всех произвел огромное впечатление. «Жизнь после смерти» Андерсон начал снимать в формате 3D, что потребовало увеличения бюджета. Свою «лепту» внесла и Милла Йовович, которая во время работы над одной из сцен случайно прострелила дорогостоящую камеру.
В четвертом фильме к режиссуре вернулся сам Пол У.С. Андерсон, и его присутствие очень заметно – увеличилось количество экшен-сцен. Например, момент, когда в штаб-квартиру Umbrella врывается Элис вместе со своими клонами, или финальное сражение Криса и Клэр с Альбертом Вескером, которое получилось очень эффектным. Что касается сюжета, то он мало чем выделяется на фоне остальных фильмов, но экшен делает его более энергичным, динамичным, герои не «застаиваются», они постоянно в движении. Характеры персонажей архетипичны, но это не входит в противоречие с окружающей обстановкой.
Как и предшествующие три части, «Жизнь после смерти» не стала шедевром, сюжет по-прежнему предсказуем, но эффектный экшен добавляет ему оценок. Картина имела большой финансовый успех, заработав около 300 миллионов долларов при бюджете в 60 миллионов.
Возмездие и выход на финишную прямую
Выпустив четвертую часть, создатели «Обители зла» начали понимать, что пора выводить франшизу на финишную прямую, а зрителей порадовать спин-оффом, рассказывающим об одном из персонажей или приквелом к первой части. Пятый фильм получил подзаголовок «Возмездие», и для его продвижения перед продюсерами Capcom, Пол У.С. Андерсон на несколько дней отправился в Осаку. При создании пятой части он продолжал вдохновляться Resident Evil 5, но в экранизации должны были появиться и персонажи из предыдущих частей. Режиссеру повезло, и японские продюсеры одобрили подбор актеров. Особенно им пришлась по душе Ли Бинбин, исполнительница роли Ады Вонг. К слову, в английском дубляже Ада Вонг говорит тем же голосом, что и героиня в игре.
К роли Карлоса Оливейры вернулся Одид Фер. Как и остальные члены съемочной группы, он прекрасно понимал, что «Обитель зла» – это не тот фильм, в котором стоит искать глубокие образы и особую драматургию. К тому же Андерсон был готов на любые повороты, даже самые оригинальные и безумные. Но судя по интервью Одида Фера, он сам запутался в последовательности частей франшизы и путался в поворотах судьбы своего персонажа. Помимо возвращения Карлоса режиссер придумал, как вернуть некоторых других персонажей, полюбившихся зрителям. Тема клонирования дает широкий простор для действий, поэтому на экране вновь появляется и Рэйн Окампо, когда-то сыгранная Мишель Родригес. К тому же Рэйн предстает не в одной версии, а сразу в нескольких. Более того, в пятом фильме помимо Ады Вонг появляются Леон Кеннеди (Йоханн Урб) и Барри Бёртон (Кевин Дюрант). Судьба Криса и Клэр Редфилд остается неизвестной.
Создавая экшен, съемочная группа черпала вдохновение в азиатском кинематографе, и лучших образцах японских, тайских и гонконгских боевиков. Этому немало поспособствовало и участие в проекте Ника Пауэлла, прежде имевшего опыт работа в подобном жанре.
Среди всех «Обителей» именно «Возмездие» стало самым оригинальным фильмом. Действие переносится из постапокалиптических пустошей и мрачных бункеров на засекреченную базу корпорации Umbrella. Здесь каждый сектор спроектирован как часть крупного города – это экспериментальные площадки, где проводилось тестирование Т-вируса. Чтобы снять эпизоды в Москве, была перекрыта Красная площадь и закрыта одна из станций столичного метрополитена. Находясь здесь, герои сталкиваются с разумными советскими зомби-солдатами (помните фильм «Операция „Мёртвый снег“»?). Во всех сценах полно экшена, который не только добавил картине эффектности, но и отправил в больницу 16 членов съемочной группы.
Рекламная кампания стартовала 10 августа 2012 года с очень запоминающегося мероприятия, когда толпа «зомби» заполнила торговый квартал Токийского района Сибуя. В руках у них были брошюры фильма. После выхода фильма критики снова отметили поверхностный сюжет, простоватые диалоги. Затраты окупились, хотя в сравнении с остальными частями фильм заработал гораздо больше, чем было на него затрачено. Вскоре Пол У.С. Андерсон заявил, что история Элис точно закончится с выходом «Последней главы», а спустя некоторое время Милла Йовович сообщила, что новый фильм не стоит ждать раньше 2015 года.
Выдавшуюся паузу между «Обителями» режиссер заполнил новым проектом, сняв «Помпеи» со звездой «Игры Престолов» Китом Харрингтоном. Позже выяснилось, что он еще и не начинал толком работать над «Последней главной». За сценарий он взялся только в 2014 году и сказал, что среди героев снова появится Ада Вонг. Съемки пришлось перенести из-за беременности Миллы Йовович, работа началась в сентябре 2015 года. Группа работала в Австралии, и Андерсон отказался от технологии 3D – обработка производилась уже по окончании съемок. Ли Бинбин была занята в другом проекте, и не сыграла Аду Вонг, но зато вернулись Клэр Редфилд и доктор Айзекс.
Экшен в «Последней главе» мало отличается от предшествующих частей, но он дался более высокой ценой. При исполнении трюка на мотоцикле каскадерша Оливия Джексон получила жуткую травму, в результате которой пережила ампутацию руки. Разумеется, на Андерсона свалились судебные иски, а трагическое происшествие нанесло удар по репутации будущего фильма. Да и сам фильм сделал резкий шаг назад – снова появились пустоши и прежние унылые пейзажи. Сюжет получился рваным и не производит целостного впечатления, в нем полно логических дыр. Тем не менее, эта картина стала самой успешной из всех частей «Обители и заработала в прокате больше всего при более скромных затратах. Критики также оценили эту часть выше остальных. Причины этого, скорее всего, кроются в стремлении как можно скорее попрощаться с франшизой, которая сильно сдала в качестве.
Что планирует Пол У.С. Андерсон в дальнейшем, и ждет ли зрителей очередное продолжение, остается только догадываться. Netflix готовит два сериала, планируется также выход полнометражной экранизации, но это уже будет совершенно другое кино. «Обитель зла» далека от идеала, но эффектный экшен и особая атмосфера этой франшизы делают ее одной из любимых игровых экранизаций для многих поклонников Resident Evil. Кто знает, может быть, кинематографисты еще всех удивят?
0 /0
Отзывы