Восхождение (1976)
этот Фильм рекомендует
31 пользователь- Год
- Страна
- Жанр
- Режиссер
- Актер
- Ещё
Создатели
- Экранизация по произведению
- Режиссер
- В ролях
- Продюсер
- Сценаристы
- Оператор
- Композитор
- Художник
- Монтаж
Экранизация по произведению
Режиссер
В ролях
Борис Плотников в роли Сотников
Владимир Гостюхин в роли Рыбак
Анатолий Солоницын
Сергей Яковлев в роли староста Сыч
Людмила Полякова в роли Демчиха
Виктория Гольдентул
Мария Виноградова в роли жена старосты
Николай Сектименко в роли полицай Гоменюк
Сергей Канищев
Владимир Лаптев
Владимир Рудый
Вадим Гусев
Александра Харитонова
Александр Пятков в роли фашист
Галина Булкина
А. Герасимов
Леонид Юхин в роли командир партизанского отряда
Продюсер
Сценаристы
Оператор
Композитор
Художник
Монтаж
Рецензии
Abu Salama
09.05.2023
Восхождение на Голгофу
Ни имени, ни громкой славы -
Но мы вдвоем в лесу пустом.
Мир выбирает вновь Варраву,
А мы останемся с Христом.
А мы с тобой - под лютым ветром.
Сплелись, как ветки, ты и я,
С вот этим Третьим, незаметным
Немым истоком бытия.
Немеет лес и крик немеет,
Но как пророчит немота!
Все носят крестики на шее,
А мы остались у Креста.
А мы не молим о спасеньи,
Не ждем его, как чуда ждут.
Мы просто знаем: воскресенье -
Есть самый тяжкий в мире труд.
(Зинаида Миркина)
Давно хотел написать о гениальном фильме моей гениальной землячки Ларисы Шепитько, которая родом из ныне практически стёртого с лица земли Бахмута. Но, не хотелось по давним впечатлениям, которые нужно было освежить. Когда же ещё как не в это, довольно противоречивое 9 Мая, когда не смотрятся некогда любимые фильмы о той страшной войне. Не знаю как объяснить, наверное душа требует не столько увидеть подвиг воинов, они совершают его и сегодня, но и религиозно-философское осмысление подвига. Кино притча Шепитько для этого подходит идеально.
Чудом вышедшая на экран картина стала первой советской лентой получившей Золотого Медведя в Берлине, когда уровень фестиваля был довольно высок (это уже в далёком прошлом).
Подходивших поздравлять режиссёра членов жюри Лариса спрашивала: Вы ведь понимаете, что это не совсем о войне? Немцы понимали. Понимали это и чиновники Госкино, рассмотревшие в замысле Шепитько намерение "протащить Иисусика на советский экран". Слишком явными были евангельские аллюзии, да и само название отсылало на Голгофу. Поэтому, чтобы спасти картину от отправки "на полку" в лучшем случае, а то и "смытия", едва обсохшую плёнку повезли на показ первому секретарю ЦК Компартии Белоруссии Петру Машерову, бывшему командиру партизанского отряда, который её в итоге и отстоял.
Читавшая тайком Библию Лариса загорелась желанием воплотить библейские образы на экране. Но как это сделать в 1976 году? Для этого идеально подошла повесть Василия Быкова. Именно война и взгляд в лицо смерти обнажают истинную сущность человека. Таким образом получилась двухслойная картина. Где за историей двух партизан попавших в плен и ставших перед выбором: умереть стоя или жить на коленях, читается религиозная притча о том, с чем человек предстаёт перед смертью, каким он её встречает и видит ли за ней нечто большее или готов ради временной жизни продать и предать, в первую очередь себя.
"Восхождение" последний фильм Ларисы, на съёмках "Прощания" она погибла (его закончил муж, Элен Климов), исполнив свою апостольскую миссию в Советском кинематографе. Она дала путёвку в большое кино двум великим актёрам: дебютировавшему здесь Борису Плотникову, которого очень долго искала и нашла в Свердловском ТЮЗе (как Панфилов Чурикову) и Владимиру Гостюхину. Оба сыграли потрясающе. Драконовские требования Шепитько принесли свои плоды. Съёмки проходили на 40градусном морозе, чтобы актёры реально прочувствовали положение своих героев и вжились в образы, что принесло плоды. Гениально сыграл абсолютное зло, совершенно аморальное и беспринципное существо, по сути демона, Анатолий Солоницын. Сама Лариса была серьёзно больна, поэтому вставала за два часа до съёмочной группы, чтобы привести себя в форму, и целый день держалась на бойцовском характере, не обошлось и без вызова скорой помощи на площадку.
Прогремевший на весь мир фильм практически не крутили по ТВ, но это именно то кино, которое посмотреть хотя бы раз. необходимо.
Покойся с миром, Лариса Ефимовна, спасибо!
10 из 10
По мотивам повести Василия Быкова “Сотников”.
Оккупированная фашистами Белоруссия. Офицер Сотников и солдат Рыбак отправляются из леса в село добыть еду для партизан, среди которых женщины и дети. Их настигают немцы. Физически немощный Сотников выстоял против пыток и принял казнь, а Рыбак, на коленях моливший о пощаде, согласился стать полицаем.
Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова.
Награды и номинации:
Победитель (4):
Золотой Медведь
Приз ФИПРЕССИ (конкурсная программа)
Приз международного евангелического жюри - особое упоминание (конкурсная программа)
Приз Международной Католической организации в области кино (конкурсная программа)
Новости
новостей пока нет
Отзывы
mizanTrop
09.12.2023, 22:06
О нерве картины даже рассуждать не буду, такое нужно ВИДЕТЬ! Отмечу только идеальную съёмку, на грани шедевра, словно физически погружаешься в холод и стужу зимнего леса, суровый степной ветер пронизывает насквозь, будто реально присутствуешь в деревенских избах, на допросе, в фашистских застенках и на казни. Актёры играют настолько органично, что кажется это не персонажи, а реальные люди. Шепитько и Климов лучшая супружеская пара режиссёров во всём мировом кинематографе (имхо).
Смотреть / Не смотреть
09.02.2019, 14:57
Не проходите мимо, продолжаем сыпать соль.
"Не забыть, не простить и не потерять"
К просмотру обязателен. 9 из 10
vitkovalev
08.09.2018, 18:01
Мощный фильм. Вывернул всего наизнанку. Повести Быкова знаю не по наслышке. Один из самых любимых писателей. И уверен, едва ли кто-то скажет традиционное, что книга лучше, чем фильм. И первое, и второе - навеки вечные. Как и память тем, кто умирал за то, чтобы другие могли жить.
Ne_zametil
26.10.2017, 20:16
Смотрел, потом читал. Потом рассказывал. И опять смотрел. И интервью с Ларисой Шепитько. И с Владимиром Гостюхиным, и с Борисом Плотниковым. Хотелось знать больше и больше... и для себя, и для того чтобы рассказывать - тем, кто не знает.
7541875416
27.11.2016, 19:26
Гениальный фильм! Зацепил сильнее книги. Так показать "зимнюю войну" удалось только в "Горячем снеге". А музыка Шнитке еще больше подчеркивает преемственность. Но у Ларисы Шепитько получилось более камерное кино, без масштабных батальных сцен, но с сильной концентрацией внимания на психологии героев. Одновременно поднимающееся до уровня притчи, но при этом отмеченное вниманием к мельчайшим деталям. Затронуто положение крестьян, оказавшихся во время ВОВ между молотом и наковальней. С суровой прямотой и жесткостью показано настоящее предательство долга. Показана непримиримость к моральному поражению. И фоном почти физически ощущаемое чувство тяжести и холода. Сколь чувственная, столь и идейная картина. Очень сильно.
MARKY MARK
16.08.2016, 20:24
Тяжелое время ,страшное время . Две жизни ,две судьбы , исход у них один ,но человеком остался один
Eu
01.07.2016, 04:02
а вообще объясните: как человек с 4-ой степенью ожога грудины(!) на следующее утро так стукнул своего собрата , что тот упал?!
Eu
29.04.2016, 11:22
смотрел этот фильм много раз. И только потом, много лет спустя, прочел повесть.После книги фильм оставляет неодназначное впечатление: тут и много ляпов( в том числе и физиологических), и чувствуется идеологическая подоплека.
саша 43
13.12.2015, 07:59
Один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне , довольно реалистично и натурально снято ,ставлю 10 баллов и рекомендую к просмотру.
Популярные отзывы
vitkovalev
08.09.2018, 18:01
Мощный фильм. Вывернул всего наизнанку. Повести Быкова знаю не по наслышке. Один из самых любимых писателей. И уверен, едва ли кто-то скажет традиционное, что книга лучше, чем фильм. И первое, и второе - навеки вечные. Как и память тем, кто умирал за то, чтобы другие могли жить.
GUGENHAIM
26.02.2017, 15:07
Великий фильм, который должен посмотреть каждый. Вот и всё.
Ne_zametil
26.10.2017, 20:16
Смотрел, потом читал. Потом рассказывал. И опять смотрел. И интервью с Ларисой Шепитько. И с Владимиром Гостюхиным, и с Борисом Плотниковым. Хотелось знать больше и больше... и для себя, и для того чтобы рассказывать - тем, кто не знает.