Людям свойственно некоторое самолюбование, особенно учитывая популярный тезис о том, что человек является венцом эволюции. Кажется, что все вокруг должно покориться воле человека, даже сама Вселенная, а на пути к совершенству нет никаких преград. Создавши колесо, люди не остановились и изобрели машины и сложные механизмы, включая оружие страшной разрушительной силы. За тысячи лет эволюции люди научились побеждать болезни, обуздали энергию ветра, вышли в космическое пространство и постоянно раздвигают границы возможностей, и кажется, что невозможно усомниться в величии человека.
Но так ли это на самом деле?
Возможно, существуют некие таинственные силы, невероятно могущественные и способные в прямом смысле раздавить нас? Легенды о них существуют с глубокой древности и порой пугают не на шутку, когда нам приходится столкнуться с чем-то необычным и необъяснимым с позиций привычной логики. Для этих сил человек – ничтожество.
Об этом в своих произведениях рассказывает американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт.
Но как быть, если на секунду предположить, что он ничего не придумал, а просто поведал миру правду? Вселенная Лавкрафта – это особый мир, в котором показано истинное место человека в огромном пространстве, где все развивается по особым законам.
Произведения Лавкрафта сложны, и их экранизация представляет собой сложную задачу для кинематографистов. Тем ценнее фильмы, в которых удалось воссоздать культовую атмосферу.
Дагон (2001, Стюарт Гордон)
Главный герой – симпатичный успешный парень по имени Пол, в жизни которого все складывается удачно. Вместе со своей любимой Барбарой он наслаждается отдыхом на борту яхты. Они бороздят морские просторы, но внезапно солнечный день сменяется сильным штормом, который оказывается разрушительным – яхта разбивается о рифы. Чудом уцелев во время крушения, Пол и Барбара выбираются на берег и отправляются на поиски людей, которые могли бы им помочь. Обнаружив небольшую деревушку, они и не представляли, что их жизнь снова окажется под угрозой. Жители этой деревни почитают могущественного бога Дагона, которому давно не подносили жертвоприношений…
В основе сюжета – повесть Лавкрафта «Тени над Иннсмутом». Экранизация получилась приближенной к источнику, и главная заслуга в этом принадлежит Стюарту Гордону. Будучи поклонником творчества Лавкрафта, режиссер подошел к экранизации очень тщательно, обдумывая идею фильма на протяжении 15 лет. В портфолио Гордона есть еще несколько фильмов по произведениям знаменитого писателя, каждый из которых достоин отдельного обсуждения.
В пасти безумия (1995, Джон Карпентер)
Известный писатель и автор книг в жанре ужасов Саттер Кейн бесследно исчез, и никто не может понять, как такое могло произойти и где искать следы пропавшей знаменитости. За дело берется страховой следователь Джон Трент, к которому обратились представители одного издательства. Следователю пообещали, что он может не стесняться в расходах, ведь книги Саттера Кейна приносят огромную прибыль и мгновенно разлетаются с прилавков. Но по мере погружения в расследование Трент начинает осознавать, что описанные в книгах пропавшего писателя ужасы вполне реальны. Более того, огромная армия читателей с каждой прочтенной книгой невольно приближает конец света. Своими наблюдениями Трент делится с доктором, который навещает его в психиатрической клинике, куда тот угодил в конечном итоге. А в это самое время в расположенном рядом кинотеатре стартует показ фильма «В пасти безумия», в котором главным героем является Трент…
Картина Джона Карпентера стала дополнением к киновселенной режиссера, наряду с фильмами «Нечто» и «Князь тьмы». Дотошные поклонники Лавкрафта здесь легко найдут отсылки к его творчеству, несмотря на отсутствие прямых аналогий.
Сквозь горизонт (1997, Пол У.С. Андерсон)
Для актера Сэма Нилла, исполнившего роль Трента в картине «В пасти безумия», работа с Полом У.С. Андерсоном стала продолжением погружения в лавкрафтовский мир ужаса и безнадеги. Он мастерски показал, как неведомые силы могут повлиять на человека, сделав его вовсе не тем, кем он был прежде.
По сюжету фильма научно-технический прогресс достиг таких высот, что люди изобрели особый двигатель, способный помочь достичь пределов Солнечной системы. Однако, после запуска экспериментального космического корабля «Сквозь горизонт» произошло нечто непредвиденное, и связь с экипажем прервалась. Спустя семь лет приходит сигнал с пропавшего корабля, а источник сигнала располагается на Нептуне. В составе спасательной миссии к указанным координатам отправляется разработчик того самого чудо-двигателя, но добравшись до места, команда обнаруживает нечто ужасное. Корабль опустел, а с ними начали происходить жуткие необъяснимые явления.
Этот космический хоррор получился настолько пугающим и наполненным мистикой, что его, пожалуй, можно поставить на первое место в списке фильмов, отражающих мистический дух Лавкрафта.
0 /0
Отзывы