Во время съемок «Сталкера» творилась мистика

опубликована

Фильм «Сталкер» стал настоящим событием в культурной жизни огромной страны практически с первого появления на широком экране. Для миллионов зрителей эта кинолента стала поводом к серьезным размышлениям, а для участников съемочного процесса стала, в прямом смысле этого слова, судьбоносной.

  • Работа над самым знаменитым фильмом Андрея Тарковского была полностью завершена в марте 1979 года, за несколько дней до намеченного срока. Режиссер хотел сдать картину раньше в надежде на получение премии для съемочной группы, которая трудилась над этим проектом в течение трех лет. 
  • В широкий прокат «Сталкер» вышел в 1980 году, и сразу же началась череда неприятностей, которые следовали буквально одно за другим. Собственно говоря, и во время съемок не все шло гладко, из-за чего фильм начал обрастать легендами еще до того, как его увидели зрители. 
  • Порой происходящее вокруг съемочной площадки выглядело настолько мистическим, что это становилось настоящей проблемой для режиссера и его команды. С
  • ложности порой казались непреодолимыми, и для суеверных кинематографистов не было сомнений – все происходит не просто так.  

Что же творилось вокруг последнего фильма знаменитого режиссера, снятого в Советском Союзе?

Сама природа была против…

Разрешение на съемки фильма по сценарию братьев Стругацких, Андрей Тарковский получил в  1976 году, но первоначально картина должна была называться иначе – «Машина желаний». Подготовительные работы прошли довольно гладко, и уже осенью 1976 года должны были стартовать съемки. Актерский состав прошел все согласования, бюджет был утвержден, подходящие локации найдены. Съемочная группа должна была отправиться на съемки в Таджикистан и работать неподалеку от города Исфара, но планы пришлось изменить. В начале 1977 года в Исафаре произошло сильное землетрясение, поэтому съемки пришлось переносить в  другое место. Этот эпизод стал причиной слухов о том, что против «Сталкера» протестует сама природа.

Испорченная плёнка

Перед началом съемок было принято решение о том, что свою новую картину Тарковский будет снимать на импортную пленку фирмы Kodak, с которой советские кинематографисты работали крайне редко по причине ее высокой стоимости. Казалось бы, процесс шел в штатном режиме, и уже в августе 1977 года очень много видеоматериала было отснято. Но когда дело дошло до проявки пленки, оказалось, что испорчена часть пленки, а именно – несколько километров. В результате часть сцен пришлось полностью переснимать, а само происшествие стало причиной слухов о том, что испортить пленку мог и сам Тарковский. Якобы режиссеру не понравилось то, что было снято, и он решил все переснять.

Попытка номер три

«Сталкер» переснимали трижды. Случай с испорченной пленкой стал причиной серьезного недовольства Андрея Тарковского выполненной работой. Руководство приняло решение о том, чтобы переснять основные сцены, и за каждым действием съемочной группы режиссер следил очень тщательно, частенько лично вмешиваясь в процесс. Все, кто в тот момент находились на съемочной площадке, испытывали колоссальное эмоциональное напряжение. Лишь в момент, когда Тарковский решил, что все получилось, градус напряжения снизился. Трехкратная пересъемка, задержки, утраты дорогой пленки и многочисленные переделки стали причиной удорожания фильма в несколько раз. Итоговый бюджет «Сталкера» составил более миллиона рублей, что по нынешним ценам соответствует одному миллиарду.

Мертвая река

После того, как в Исфаре, где должны были состояться съемки, случилась трагедия в виде землетрясения, оператору Георгию Рербергу пришлось потратить немало времени на поиски подходящей натуры. Ему было нужно место, в котором царила бы постапокалиптическая атмосфера, и такое место нашлось. В Эстонии, на берегу реки Ягалы. Здесь, неподалеку от Таллина, находилась заброшенная электростанция, а наличие неподалеку химического производства способствовало ухудшению экологической ситуации – отходы сбрасывались в реку, убивая всех ее обитателей. Пребывание в столь неблагоприятной обстановке сказалось на здоровье участников съемок. Повезло лишь композитору Эдуарду Артемьеву, работавшему над музыкой к фильму в Москве.

Мистика цифр и череда потерь

В фильме есть один кадр, в котором хорошо виден листок отрывного календаря, валяющийся среди разбросанного по земле мусора. На этом листке практически невозможно разобрать месяц, но четко читается дата – 28 число. Как этот листок попал на площадку, никто не знает, возможно, его положил сам Тарковский, очень кропотливо выстраивавший буквально каждый кадр вместе с художниками. Он считал, что каждый предмет должен занимать свое место, чтобы лучше передать атмосферу…

Странная магия чисел – именно 28 число стало последним днем жизни знаменитого режиссера – он скончался в декабре 1986 года от рака легких. Этот же страшный диагноз стал причиной смерти в 1982 году актера Андрея Солоницына, сыгравшего одну из главных ролей в фильме. Супруга режиссера, актриса Лариса Тарковская, тоже умерла от рака легких в 1998 году. Многие считают, что все эти смерти не случайны, а причиной тяжелой болезни стал тот самый отравленный воздух, которым пришлось дышать кинематографистам во время работы над «Сталкером». Но список трагедий на этих трех фамилиях не закончился – скоропостижно скончались Николай Гринько и Александр Кайдановский, ушел из жизни Аркадий Стругацкий, трагически погибла монтажер Людмила Фейгинова, которая стала жертвой пожара. Еще одно трагическое совпадение – тот самый пожар уничтожил черновые копии самых первых вариантов фильма…

 

grafiskaira
30 Ноя. 2021

0 /0

  • Еще никто не голосовал