Рецензии пользователя Abu Salama

Костер (2004)

Medurat Hashevet

Ребро Адама

Подробная и грамотная аннотация даёт практически полное представление о содержании фильма, остаётся сказать о его реализации. Не могу сдержаться, поэтому скажу сразу, что она замечательная. Семейно-социальная драма, один из моих любимых жанров. Западно-европейские картины в последнее время часто оставляют удручающее впечатление, поэтому открытие еврейского кинематографа стало для меня благим приобретением. Чувствуется мощный культурно-религиозный пласт, где семейные ценности всегда занимали центральное место.

Не даром я вспомнил наш замечательный фильм «Ребро Адама», ситуация примерно идентична, не хватает только бабушки с колокольчиком. Но, если там атмосфера трагикомическая, то здесь настоящая драма. Умер глава семьи, муж и отец, и между тремя родными женщинами, живущими под одной крышей, стремительно растёт отчуждение. Старшая дочь Эсти, с чувством некой брезгливости отталкивает попытки матери устроить их жизнь. Мать же изо-всех сил старается занять достойное место в общине общине переселенцев. Действие происходит в начале 80-х, на фоне активного заселения территории вокруг Иерусалима, затрагивается тема патриотизма, молодёжных движений, роли общины в жизни евреев. Я не специалист, поэтому не буду давать никакой оценки этим аспектам, но в структуре фильма всё выглядит довольно органично. Контрастом резкой, уверенной и решительной старшей сестры, выглядит Тами (Хани Фюрстенберг очень похожа на молоденькую Лив Ульман, только с торчащими ушками) ученица старших классов, романтичная, наивная, немного не от мира сего. Её простота и неопытность лицом к лицу столкнутся с человеческой похотью и жестокостью, а после попытки изнасилования нежной душе придётся закаляться в атмосфере позора. От её лица идёт повествование, которое начинается и заканчивается словами: — Я решила, что любой ценой, не важно как, в этом году мне будет хорошо. Это стремление присуще всем троим, вот только нет единства к его достижению, скорее наоборот. Каждая из трёх женщин варится в собственном соку, а фасад семьи, потерявшей свою опору, даёт всё больше трещин.

Есть ли что-то, что может спасти её от полного разрушения? Конечно — Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт.3.16;) Мужчина, настоящий мужчина, ответственный и заботливый — глава семьи. Вот тот кто объединит разбившиеся осколки, растопит лёд взаимных претензий и обид, согреет и заставит улыбаться и радоваться. Назойливо-заботливая подруга Рахели Шула, по прошествии траура, принимается активно сводничать подыскивая ей спутника жизни. На её же «попечении» находится старый, «безнадёжный» холостяк Йоси. Вот так, ими же веси судьбами Промысл Божий возрождает из руин новую семью.

Все женские роли сыграны на высшем уровне. Попадание в кастинге 100%. Каждая из них полностью раскрыла свою героиню. Но меня буквально потряс образ, созданный Моше Ивги. Образ абсолютно прямого, совершенно открытого, предельно честного с собой и окружающими, искреннего и скромного мужчины. Очень сильный и неожиданный, в современном кино типаж. Возможно юные зрительницы со мной не согласятся, но женщины познавшие мужскую инфантильность или диктаторство, согласятся точно.

Ну, а кино в коллекцию. Любителям жанра рекомендую смело, а ещё «Сломанные крылья» и «Что скрывается за солнцем».

10 из 10

Abu Salama
26 Сен. 2015
  • 3 image
  • 3 image

Бык (1991)

Oxen

Теперь твоя очередь простить

Свен Нюквист известен как один из выдающихся операторов в истории кинематографа. Двукратный обладатель «Оскара», многих других наград и номинаций, успел за свой долгий творческий путь поработать с такими режиссёрами как Роман Полански, Фолькер Шлёндорф, Андрей Тарковский, Вуди Аллен, Лассе Халльстрём, и многими другими. Но, более всего он известен как бессменный, в течении четверти века, оператор шведского мастера Ингмара Бергмана. Интересным является тот факт, что родители Свена, как и родители Ингмара, были из религиозной среды, а точнее, миссионерами в Африке. Подобно Бергману, Нюквист не пошёл по пути церковного служения, более того, он решил покончить с суровым гнетом родителей-миссионеров и прислушаться к голосу собственного сердца. Вместо того, чтобы продолжить религиозное дело отца, Свен ищет себя в искусстве. Однако, режиссёрская работа, уже престарелого Нюквиста говорит о том, насколько отличался внутренний мир оператора от взглядов его многолетнего соратника-режиссёра. Если Бергман до конца жизни уничтожал семена христианства, посеянные в душе отцом-пастором, старался, по его собственному слову, вырвать Бога из своего сердца, и эти нотки богоборчества частенько звучали в его работах. То Нюквист снял фильм не только другой по стилистике, его картина скорее созвучна с работами Яна Труэля, Ганса Альфредсона и Билле Аугуста, но и совершенно иной по своему содержанию, которое перекликается с Достоевским.

«Бык» — фильм целиком и полностью Христианский, причём снят с глубоким пониманием сути Христианства. Обрядовая, внешняя сторона отсутствует, речь идёт о духовно-нравственной, внутренне-аскетической жизни христианина. О том, что не видимо человеческому глазу, о духовной борьбе с искушением, о падении и восстании, покаянии, и прощении. В голодную зиму, доведённый до отчаяния плачем малютки-дочери Хельге Руус убивает быка своего хозяина, чтобы таким образом спасти семью от голодной смерти. Содеянный грех меняет всё. Муки совести и страх разоблачения уничтожают мир и гармонию семьи. Утолив голод супруги опустошили душу. Душа стремится к покаянию, но на пути стоит страх наказания, позора и осуждения. Уже будучи на каторге, в письме к своей жене Эльфриде Хельге напишет, что в момент разоблачения он испытал облегчение, как будто камень упал с сердца. Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Покаяние снимает груз совести с души, теперь можно вдохнуть на всю грудь. Но, судьба не даёт передышки. Пожизненная каторга, та ли это цена которую должен заплатить бедняк, спасавший жену и дочь от голода, за убитого быка? Где же Божественная справедливость? Но, заключённый Руус не ропщет. Принимая наказание, переосмысливая свою жизнь сидя в крепости, он надеется на пересмотр земного суда. И здесь Нюквист демонстрирует пастырскую работу пастора с сердцами своих прихожан. Убедив в своё время Хельге прийти с повинной, теперь священник старается убедить его хозяина Свеннинга простить согрешившего. Убеждая его в том, что преступление и наказание несоразмерны, а «праведный» гнев необходимо сменить на милость. Благодаря этим трудам появляется коллективное письмо от всего прихода, которое и даёт заключённому свободу. По пути домой Хельге снова встречает искушение, в виде молодой и страстной девицы, увлекающей его в танце на каком-то празднике, но он бежит от него (неё), хорошо помня, что минутная сладость обернётся мучительным томлением духа. За время отсидки Рууса мы наблюдаем также скорбный путь его жены. С грудным младенцем, лишившись мужа, она оказывается в тяжелейшей ситуации. Видим мы и иных прихожан, демонстрирующих сострадание и высокомерие, милосердие и корыстолюбие. Радость встречи с любимой женой и выросшей дочерью омрачается страшным ударом. За время каторги Эльфрида родила сына от другого мужчины. Не в силах жить с таким позором, Хельге решает бежать в Америку. И снова мудрое, пастырское слово возвращает мир. Уравняв его воровство с её прелюбодеянием, священник говорит, что оба они согрешили не из похоти, но в какой-то мере принося себя в жертву, ради спасения жизни дочери.

— Теперь твоя очередь простить.

Таким образом на примере этой, реальной истории, Свен Нюквист умело и грамотно изображает непрекращающуюся войну христианина с дьяволом за чистоту души. За дерзновение в молитве, за мир душевный, тишину и радость в сердце, которую даёт Бог любящим и слушающим Его, и исполняющим Его заповеди.

Хороший, по-настоящему Христианский фильм, с великолепным актёрским составом, с пищей как для ума так и для сердца. Свену поклон и вечная память.

10 из 10

Abu Salama
26 Сен. 2015
  • 3 image
  • 3 image

Настоящий человек (2001)

Et rigtigt menneske

Братик живи. История нерождённого сына

Оке Сандгрен, в своих режиссёрских работах, сосредотачивает основное внимание на семье, а его главными героями становятся дети и их родители. В трагикомической «Рогатке», юного Ролланда (главного героя) угораздило родиться в семье социалиста и еврейки, но он не унывает, преодолевая все жизненные перипетии с детским, неиссякаемым оптимизмом. Правда, его широкий и новаторский подход к маминому, подпольному бизнесу торговли презервативами, не находит понимания у родителей. Которые, почему-то не оценили перспектив расширения рынка. Ведь соседская детвора нарасхват скупает их вместо надувных шариков. А среди одноклассников пользуются спросом сделанные из них рогатки. А вот идеи «планирования семьи», которые продвигала, почти столетие назад, мама Ролланда нашли своё отражение в «Настоящем человеке». Но, обо всё по порядку.

На первый взгляд, перед нами фэнтезийная история некоего существа, жившего за обоями, в стене старого дома. Вернее, жило это существо в воображении маленькой девочки Лизы, как её не рождённый брат. Она говорила с ним и молилась о том, чтобы он стал настоящим человеком. После автомобильной аварии и сноса старого дома, погибшая девочка ставшая феей, вызвала к жизни своего воображаемого брата. С этого и начинаются городские приключения молодого человека, с разумом и душой ребёнка. При встрече с ним, люди открывают свою сущность, им нет нужды в масках, ведь перед ними «инопланетянин», блаженный, он не осудит. Поэтому директор магазина нагружает на него внеурочную работу, а также видит в нём объект для реализации своих тайных, гомосексуальных желаний. Девушке Тане тоже легко с ним, он ничего не требует и не обманет. А его «родители» и, по совместительству соседи, приходят к нему поплакаться на свою опустевшую жизнь. Будет много смешных моментов: первые опыты с приёмом пищи. Первый, неудачный, поход в туалет (ведь оказывается необходимо сначала снять штаны). Будет радость открытия консервного ножа и много других смешных ситуаций. Будут и трагикомичные моменты. Ведь Ахмед (наш герой изволил именоваться именно так), по сути ребёнок, органично чувствует себя среди детей, и они легко общаются с ним. Но, взрослые расценивает поведение Ахмеда как педофилию. Авторы касаются как самих социальных язв общества, так и фобий, которые они рождают.

Однако, хотелось бы вернуться к тому самому, пресловутому «планированию семьи» и началу нашей истории. За обедом с близкими выясняется, что воображаемый Лизой брат не просто выдумка ребёнка. Шарлотта, её мать, десять лет назад сделала аборт. Откуда это стало известно девочке не оговаривается, но она постоянно «общается» с ним. А с кем ей ещё общаться, ведь родители всегда заняты. Поэтому она и желает всем сердцем, чтобы он жил. Трагическая авария случается в тот момент, когда родители в очередной раз решают конфликтную проблему — кто же заберёт дочь из школы. С этого момента мы параллельно наблюдаем первые жизненные шаги большого ребёнка, который нуждается в защите и помощи и разрушающиеся остатки того, что ещё недавно было семьёй, а теперь распалось на два жалеющих себя эгоизма. Шарлотта и Вальтер стремительно отдаляются друг от друга. Апофеозом фальши и лжи является встреча супругов в ресторане, где у обоих свидание с любовниками.

Авторы затрагивают одну из основополагающих проблем западной, пост христианской цивилизации. «Планируя» семью, родители приносят в жертву своих «не вовремя» зачатых первенцев. Кладут их на алтарь будущего благополучия. Но, когда кажется что оно достигнуто, рушится всё. Не может устоять дом, построенный на песке (крови детей). Остаются руины семьи и пустота. Кому нужен новый, комфортный дом, если он не наполнен детским смехом. А ведь всё могло бы быть иначе…

Замечательная датская картина прекрасного режиссёра Оке Сандгрена. К огромному сожалению, практически не известная русскому зрителю. Как и большинство скандинавских фильмов, которые можно было бы отнести к категории «морального беспокойства». Это не то кино, которое можно глянуть, это то кино, которое нужно/необходимо смотреть. Кто знает, может благодаря ему, чьей-то дочери не придётся дружить с душой брата, которому не позволили родиться. Но они будут расти и радоваться жизни вместе. А родители, глядя на них, будут счастливы. И дом их, хранимый Богом, будет полной чашей и нерушимой крепостью.

10 из 10

Abu Salama
26 Сен. 2015
  • 3 image
  • 2 image

Ад Рампо (2005)

Rampo jigoku

Душевный ад или безумие страсти по Эдогаве Рампо

Четыре экранизации, снятые по новеллам Эдогавы Рампо (псевдоним, Эдгар По по - японски) различными режиссёрами, объединены в один проект, получивший название «ад Рампо». Весьма характерное название, в полноте отображающее, что именно роднит эти, не связанные между собой, истории. Четыре иллюстрации, в которых изображён душевный ад. Различные по стилистике картины, повествуют о том, как посредством той или иной страсти душа погружается в адское состояние.

Канал Марса

В этой, можно сказать вступительной, предельно-лаконичной работе Такеучи Сугуру, чётко и ясно выражена суть. Преступление, совершенное в порыве страсти (безумия) и его плоды — звенящая, адская пустота.

ад зеркал

Пожалуй, самая сюжетная новелла Акио Дзиссодзи (моя любимая). Мистический детектив, по своей стилистике действительно ассоциирующийся с Эдгаром По. Загадочные, таинственные смерти женщин, приводят следователей к, красивому и юному мастеру, наследнику древнейшей техники изготовления зеркал. Зеркала — благодатнейший материал для различного рода мистификаций. Зеркало, как дверь в иной мир. Успех у представительниц прекрасного пола и желание достичь совершенства. Могут ли зеркала ревновать, или это не они, а страстное стремление стать непревзойдённым, даже при помощи чёрной магии, открывают для души двери в ад? Многогранно-филигранное произведение, в котором для каждого из зрителей, соответственно восприятию и мировоззрению, более ярко засияют различные стороны и аспекты.

История и форма изложения, очень японская, по своей сути. Никому, в такой мере как жителям страны восходящего солнца, не присуще стремление достижения совершенства в своём ремесле. Иногда они готовы ради этого пойти на большие жертвы. А как детально показан сам процесс изготовления, отточенные движения, неспешность и полнейшая сосредоточенность. То же можно увидеть и при совершении чайной церемонии. Работа оператора выше всяких похвал. Игра форм, проекций и отражений завораживает. А оперная музыка Жюля Массне многократно усиливает производимый эффект.

Гусеница

По мотивам этого же рассказа Кодзи Вакамацу снял полнометражную ленту «Червяк». Он или Масао Адачи более близок к идее оригинала, сказать трудно, так как «Гусеница» Рампо не переведена. В отличие от жёсткой, антивоенной драмы Вакамацу, в которой он показывает все ужасы последствий войны на примере одной семьи, и жёстко бичует античеловечную, милитаристскую пропаганду, Адачи предлагает зрителю кошмарную, завуалированную метафору. Опустив вступительную часть, он сразу рисует взаимоотношения калеки-ветерана и его жены, в которых доминирует секс. Красивая, молодая женщина, и изуродованный войной мужчина (то, что от него осталось) с обожжённым лицом и культями вместо рук и ног. Их садомазохистская связь отвратительна. Хорошая жена, ухаживающая за героем-инвалидом, богом войны, в данном случае декорация, за которой скрывается жуткая правда. В авторской, метафоричной интерпретации, уродливое может стать прекрасным. Как гусеница становится бабочкой и улетает. Обрести крылья и улететь, судя по всему, она должна посредством суицида. Суицидальный «полёт», это падение головой вниз, на дно ада, мы видим ещё одну иллюстрацию душевного, пагубного мрака, обоих членов семьи (и не только). Великолепная операторская работа и актёрская игра, однако «Гусеница» трудна, не столько для понимания, сколько для восприятия.

Жуки

Для последней истории более подошло бы название «Тараканы». Патологическая страсть обладания с одной стороны, комплексы и проблемы в общении с другой, привели к резкому росту насельников, живущих в голове главного героя. Что и вылилось в… то, что вылилось. А окончилось вообще трупными червями. Наиболее простая, но не менее мастерски выполненная картина Канеко Ацуси.

Во всех киноновеллах, режиссура, актёрская игра, операторская (к сожалению безымянная) работа, музыкальный ряд, как части мозаики, гармонично складываются в произведение киноискусства. Где-то шокирующие, местами завораживающие, иногда отталкивающие, извращённо-изощрённые, эстетически-совершенные работы, не смогут оставить равнодушным ни одного киногурмана. Кино, пройти мимо которого, для уважающего себя киномана было бы непростительным легкомыслием.

10 из 10

Abu Salama
16 Апрель 2015
  • 4 image
  • 1 image

Связь вещей (2011)

Он и она. Половинки, не ставшие целым

Он и она. Они любят друг друга? Нет, из этих отношений может вырасти любовь, но это очень мощное, очень цельное, сильное слово. Её развитию должен способствовать душевный труд. Влюблены? Пожалуй. Хотя, скорее их просто влечёт друг к другу. Мужское и женское. Он хочет говорить о серьёзных вещах, ищет глубины, желает лучше узнать друг друга. А она, она хочет тусить, ей нужно внимание, перемены, общение, впечатления. Она импульсивна, динамична, непостоянна, и… легкомысленна.

Крым, пляж, наркота, секс, секс с каким-то залётным нарком Борей, беременность, выкидыш и… пустота. Пустота в чреве, пустота в душе, пу-сто-та.

Они встретятся вновь, так уже бывало не раз. И она расскажет ему, о своей пустоте. И в нём будет борьба. Обида и жалость, осуждение и сострадание, злость и милость. Но она уйдёт.

Юность, чистота, целомудрие. Это драгоценная чаша которую легко расплескать, можно разбить, не осознавая как бережно её нужно хранить. Это опыт? Да, но шрамы останутся. А склеенная чаша, уже не равна первозданной. Может быть всё изменится, она станет прекрасной матерью и женой, а он алкоголиком или бабником. Всё может быть, мы сами творим свою судьбу. Об этом ли фильм? Думаю да, но не только. Он и о половинках, которые могут стать целым, а могут и нет.

Рисуя историю взаимоотношений парня и девушки, Максим Зыков не развлекает зрителя, он приглашает поразмыслить о многом. О мужчине и женщине, о их влечении друг к другу, о природе и цели этого влечения, о том, что должно произрасти из этого влечения. Он не только о связи, но и о сути вещей.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт.1.27,28;) Этих слов нет в фильме, там вообще нет религиозного подтекста, но я вспомнил именно о них. О чём вспомните или подумаете вы, я не знаю. Картина мне понравилась, в ней есть и стиль и смысл. Иван Добронравов и Мириам Сехон играют хорошо, а с учётом того, что трудившиеся над этой работой, являются студентами-дипломистами пятого курса, вышло очень достойно. Ненавязчиво рекомендую.

8 из 10

Abu Salama
15 Март 2015
  • 6 image
  • 2 image

Добровольно-принудительно (2008)

De ofrivilliga

Добровольно или принудительно?

Добровольно или принудительно? О чём фильм?

Человек свободен подурачиться, пошутить, выпить, высказать своё мнение, приструнить распоясавшегося..? До тех пор, пока его свобода не нарушает и не затрагивает свободу окружающих. Таков принцип секулярного общества, не желающего руководствоваться в своих поступках и мыслях заповедями Божиими. Эти свободы постоянно пересекаются, конфликтуют, постоянно норовят перейти во вседозволенность. Об этом фильм? Думаю да, но не только. Ещё он о разных страстях и страстишках, следуя которым человек со стороны выглядит жалко, но не очень хочет это признавать. Вернее, пообсуждать или даже отругать других, это да, а вот за собой что-то признать трудно. Этот фильм — зеркало общества, посмотрев в него, желательно увидеть не отражения окружающих, но найти своё. В картине нет, как такового, сюжета. Это набор различных ситуаций, в которые попадают люди, и наблюдение за их поведением. Множество этих параллельных линий не пересекутся и не сольются в финале, это просто исследование поведенческих мотивов. Ведь часто, поссорившись или накосячив, оказавшись внутри проблемной или конфликтной ситуации, она кажется нам очень сложной, потому что трудно простить, смириться, уступить, мешают гордость и тщеславие, и жажда ложной справедливости, которой к себе мы, как правило, не хотим, а только к ближним. Взглянув же на подобную ситуацию со стороны, она иногда кажется просто смешной, а проблема не стоит выеденного яйца.

По структуре, работа Эстлунда чем-то напоминает фильмы Кларка, только вместо концентрации пошлости и извращений, здесь мы видим вполне узнаваемые для каждого ситуации, в которые ежедневно попадают люди. Вспомнилась также «Бочка пороха» Горана Паскалевича, но опять же, здесь нет предельной, доходящей до абсурда жёсткости и жестокости, всё обыденно, всё из жизни. Напившиеся и потерявшие контроль девчонки-подростки. Применение физической силы учителем, по отношению к распоясавшемуся ученику. В этой истории, вообще переплелись корпоративная этика и противостояние родителей и учителей, обвиняющих и осуждающих друг друга, где учительница занявшая «вражескую» сторону оказывается белой вороной. Шутка старых друзей, которая зашла слишком далеко. Водитель, возжелавший торжества справедливости, ситуация, заложниками которой, по вине одного оказался целый автобус. Травма от фейерверка на вечеринке, с трагикомическим упрямством главы семейства.

Морализаторствует ли Рубен Эстлунд, призывает ли он зрителя, увидев себя в этом зеркале устыдиться? Не знаю, скорее приглашает к размышлению о том, как мы собираемся идти по жизни не цепляя оградительные флажки и не набивая лишних шишек. Желая свободы, нам всё равно придётся себя ограничивать и нести ответственность за свои поступки. Вопрос в том, хотим мы это делать добровольно или принудительно.

В картине не используется музыкальное сопровождение (от слова совсем), нет особой динамики, она более похожа на телефильм. Игра актёров, хотя и малоизвестных (за исключением Марии Лундквист), на весьма приличном уровне. Смотрится легко. Просмотром остался доволен.

7/10

Abu Salama
15 Март 2015
  • 4 image
  • 1 image

Дэйзи Бриллиант (2007)

Daisy Diamond

Ради всего святого, не путайте Божий дар с яичницей, или трагедия матери стремившейся стать актрисой

Этот фильм является свидетельством авторской зрелости молодого и талантливого датского режиссёра. Продолжение, не подражание или копирование, а именно продолжение Бергмана. Правда, Симон Стахо несколько иначе расставляет акценты, и мне это нравится. Уместно вспомнить также земляка Симона, Ларса целого Триера, обладателя целого веника пальмовых ветвей. Что, данная картина имеет меньшую кинематографическую ценность чем работы любимца фестивальной публики? Ни в коем случае. Скорее, разница в том, что не смотря на обилие обнажёнки и антиэротичных сексуальных сцен, а так же шокирующее содержание, «Дэйзи» не является эпатажем и провокацией. Это серьёзный разговор, с привлечением к нему зрителя, о преступлении и наказании. О ложных идеалах, завладевших умами и сердцами молодёжи, о «мотыльках» устремляющихся не к тёплому и живому свету семейных ценностей, а к убивающему не только тело но и душу люминисцентному свечению славы и карьеры. Это поистине многомерное и многогранное кино. А именно тема «преступления и наказания» раскаяния, моральной озабоченности, крайне не популярна в нынешних Каннах, ставших конъюнктурным рупором толерантности. Даже намёк на понятие греха, вызывает у тамошней публики скуку и неприятие.

Очень интересна сама режиссура, где зритель постоянно попадается на том, что смотрит не реальную историю горе-матери а её кинопробы. Однако, вскоре становится ясно, что это и есть авторский приём фильма в фильме, и в пробах на самом деле раскрывается предыстория, и её последующие хождения по кругам ада.

Можно, конечно, задать уничтожающий вопрос: «А зачем было огород городить, что не могла ребёночка в приют сдать?» У простых всё просто, можно им только позавидовать. Не считаю историю надуманной, ничуть. Наоборот, от реализма аж скулы сводит. Чего стоит всего лишь одна аллегория. Избавившись от «обузы и препятствия» на карьерном пути, не выдержав испытания плачем и памперсами, героиня стала таки «звездой»… порно-фильмов. А вместо баюкания дочурки, «нянчится» теперь с клиентами-извращенцами, играя в сексуальных играх роль их мамочек. Цинично? Да, но эффект потрясающий.

Довольно жёстко автор прошёлся по кинематографачиским закулисам, содрав с них гламурно-глянцевую вуаль. Конечно, здесь он далеко не первый, но в конструкции фильма эти элементы находятся чётко на своём месте. Жаль только об одном, что те, кому это кино могло бы помочь уберечься от ложных, зачастую ломающих всю дальнейшую жизнь шагов, его смотреть не будут. Для них оно слишком сложно, и совершенно не привлекательно.

Трагедия несостоявшейся матери, совершившей то, что уже никогда не вернёшь и не исправишь, предстаёт во всей своей «красе», вернее ужасе. Скатившись на самое дно, преступница-мать «исповедуeтся» в страшном грехе старому трансвеститу. Совесть, голос Бога в душе, кричит внутри главной героини, а она уже не в силах кричать, и боясь поднять глаза к небу с мольбой о прощении, втаптывает свою жизнь в грязь. Сам же фильм пронизан пронзительным криком: «берегите истинное сокровище (детей) они ценнее целого мира.

«Дэйзи» — бенефис Нуми Рапас. Голливуд снимает актёрские сливки со всего мира, но он не даёт возможности раскрыться драматическому таланту актрисы подобного уровня. Здесь он реализован во всей полноте. Не справедливо, что она не получила ни одной награды за эту роль, как и за роль в фильме Перниллы Аугуст «По ту сторону». Впрочем, о фестивальной «справедливости» я уже говорил, не стоит возвращаться. Фильм достаточно тяжёл, спросите себя готовы ли вы. Однако посмотреть стоит, с учётом возрастного ограничения.
10/10

Abu Salama
26 Фев. 2015
  • 9 image
  • 3 image

Похоронная процессия роз (1969)

Bara no soretsu

Андерграундная трагедия

Тошио Мацумото в 1969г. снимает действительно культовый фильм, который можно запросто поставить в один ряд, с творениями самых ярких представителей французской новой волны, таких как Годар, да и прочих «волн». Но, если учесть всю сложную структуру картины, в которой множество сюжетных линий не только не диссонируют, но и гармонично переплетаются то, пожалуй, японский представитель андерграунда утрёт нос многим французским коллегам. Это не в качестве выяснения, кто круче, а для иллюстрации сравнительного, общего впечатления. Режиссёр показывает гей-тусовку, пересекающуюся с движением хиппи. В дыму марихуаны, в атмосфере «свободной любви», герои обсуждают экспериментальное кино, а на улицах проходят антимелитаристские митинги. Я абсолютно не приемлю гей-тему у большинства (особенно современных) западных кинематографистов, из-за навязчивой пропаганды толерантности. Где особенно ярко звучит акцент, что грубые, закосневшие в предрассудках моралисты, не дают жить утончённым и ранимым, и прочее бла-бла-бла. Ничего подобного здесь нет и в помине. Возможно по той простой причине, что в японской (языческой) религии и культуре, никогда не существовало жёсткого табу на гомосексуализм (мужеложество). Поэтому мы не увидим ни эпатажа, ни противопоставления. Внешнего нравственно-социального конфликта нет, конфликт и трагедия находятся глубже, и мы к ним обязательно вернёмся.

Нашлось место и мелодраматической линии. Любовный треугольник, в котором одного и того же мужчину любят сразу две (два) «девушки». Причём эта составляющая носит характер классической трагедии, и даже отголосок сказки (свет мой, зеркальце, скажи…) где ревность и соперничество выливаются в жажду мести и уничтожения соперника. Но и эта трагедия не центральная, а к ней мы потихоньку подходим.

В художественное повествование вкраплены документальные съёмки интервью пассивных гомосексуалистов, об их самоощущении, самоопределении, видении причин и своего будущего. Проскакивают вопросы и по части употребления наркотиков. Резкими, бьющими по глазам кадрами, врываются на экран вспышки воспоминаний главного героя-трансвестита, лишающие его сил, и повергающие в обморочное состояние. Периодически он приходит и подолгу сидит в некой галерее, где с картин на посетителя взирают маски, а за кадром слышатся рассуждения психолога о масках, которые постоянно носят и сменяют люди. Тема масок подводит нас к развязке и корню повествования. Таким образом, на фоне эпохи, сексуальной революции и интервьюируемых геев, автор вскрывает глубочайшую трагедию, снова отсылая зрителя к классике, и всем известной истории о царе Эдипе.

И хотя в картине нет и тени морализаторства, финальный аккорд, и звучащие в конце апокалиптические нотки говорят (имхо), что автор имеет, хотя и не акцентирует (не навязывает), своё мнение на освещаемую им тему.

А что касается технической стороны, здесь всё безупречно. На высоте не только режиссура, но и операторская работа Натсуо Сузуки, тесно сотрудничавшего с ещё одним ярким представителем японского андерграунда Сюдзи Тераямой. Так что, и эстетическое, и интеллектуальное удовольствие гарантируется. Поговаривают, что это был любимый фильм Стенли Кубрика, во как.

9 из 10

Abu Salama
19 Фев. 2015
  • 3 image
  • 0 image

Вуковар (1994)

Vukovar, jedna prica

Чтобы подобное не повторялось

Мощная антивоенная картина, показывающая ужас и безумие войны. Тем более, войны гражданской. Когда вчерашние друзья и соседи становятся противниками и врагами.

Свадьба, ремонт дома, птицы во дворе, дружная семья, что может быть прекраснее? Жизнь впереди, скоро дом наполниться детским смехом, хлопотами и радостями… Но нет. Надпись на стене дома с угрозами, ночные взрывы и стрельба, начало безумия.

Заснул в своей стране, а проснулся заграницей.

Всё перевернулось и изменилось, в одночасье. Жизнь превратилась в кошмар. Дом перестал быть крепостью. Теперь сюда заходит кто угодно. Одни приходят чтобы заставить отца взять оружие, другие чтобы обокрасть и изнасиловать, а на улице взрывы и стрельба, голод, страх и ужас.

Режиссёр очень хорошо совместил сцены обычной, повседневной жизни с военными кошмарами. Когда в твой двор въезжает танк, когда пойдя за хлебом, придя находишь руины дома. Сцена мародёрства и насилия, совсем «бытовая» и оттого жуткая. В кого превращаются люди? Во время обстрела города, муж-снайпер видит в прицел свою беременную жену, и кричит «Прекратите», но его никто не слышит. Автору удалось показать весь сюрреализм происходящего. Главная героиня говорит что всё это время была как во сне, проснулась от кошмара, но пробуждение оказалось не лучше. Что дальше, научит ли чему-то история? Единокровный народ, часть которого отуречили, а часть окатоличили, не в первый раз погружается в хаос братоубийственной войны.

Сильный фильм, правильная подача, — нет правых и виноватых. Взаимное прощение, примирение и любовь, — единственный правильный путь. Хорошая игра актёров, особенно Миряны Йокович.
Рецензия эта писалась мной давно. В то время закончил её словами: "Дай Бог, чтобы подобное не повторилось". Ан нет, поторилось. Да и не где-нибудь, а на моей родине. Жаль, что нашему зрителю почти не известно постюгославское кино. А ведь сербы, боснийцы и хорваты снимают не просто хорошие картины, но и очень актуальные для нас. Как русских, так и тем более украинцев.
Рекомендую.

8 из 10

Abu Salama
19 Фев. 2015
  • 4 image
  • 0 image

Трагедии Нины (2004)

Ha-Asonot Shel Nina

Не пошлая история пубертатной влюблённости

Ожидания были 50/50. С одной стороны, евреи очень редко разочаровывают, снимают живое, жизненное кино. С другой, тематика вуайеризма, пубертатной влюблённости юноши во взрослую женщину (в данном случае тётю) обычно вызывает отторжение манерой подачи, отсутствием или нарочитым изъятием нравственных критериев. Но, на то оно и израильское кино. Нет, в фильме нет и тени морализаторства. Всё предельно откровенно, но не пошло. Ведь можно же и так снимать. Очень грамотная режиссура. Мы следим за чувствами и переживаниями мальчика его глазами, через дневник который читает его смертельно больной отец. Его влюблённость, её этапы, накладываются на семейную драму. В которой он по разному видит и оценивает поведение родителей и их окружения. Ребёнок вступает во взрослую жизнь со всеми её сложностями, перекосами, перегибами, изменами, забытыми обещанияии.Пространство фильма наполняют неоднозначные, странноватые второстепенные персонажи, присутствует даже мистически-психопатологическая нить, которая получает вполне реальное разрешение.
Фильм прекрасно поставлен, отличное музыкальное сопровождение. Естественное, стирающее границы актёрства поведение актёров, присущее именно израильскому кино. Замечательная роль Айлет Зурер, которая последнее время больше снимается в Гголливуде, но именно роли сыгранные в родном кино особенно хороши. Если провести параллель с нашумевшей "Маленой", то и игра Белуччи не сравнится с Зурер, и сама тема у Шаби Габизона раскрыта куда более душевно и естественно. Медленно, но уверенно пополняю свою копилку, хорошими израильскими фильмами. Рекомендую.
9/10

Abu Salama
19 Фев. 2015
  • 4 image
  • 0 image

Отель "Венера" (2004)

Hoteru bînasu

Отель искалеченных душ

Есть такие режиссёры, которые снимают всего один фильм. Однако он один, может затмить собой, многие бездарные, попсовые фильмографии. Отель «Венера» — кино, снятое японцем во Владивостоке, в котором главные герои говорят на корейском языке и не имеют настоящих имён, безусловно является притчей. Этот отель, который можно назвать «Отелем искалеченных душ» — духовное пространство, в котором оказываются те, кто утратил веру, надежду и любовь. Всё здесь однообразно и уныло, и не имеет цели и смысла. Оттого автор выбирает монохром, где даже контраст чёрного и белого минимальный. Серость, вот цвет повествования.

Поставивший на себе крест доктор-алкоголик, его вечно скандалящая жена-проститутка, таким неадекватным образом пытающаяся реанимировать мужа и возродить супружеские отношения, но тем самым только усугубляющая ситуацию; юноша, брошенный в детстве матерью, мнящий, что убийство сделает его взрослым, мужественным и сильным, и заставит считаться с собой; девушка-цветочница, мечтающая о собственном магазинчике, но уже засасываемая болотом барыжничества… Всё это иллюстрации деградирующих личностей, обитателей «Отеля искалеченных душ». Зацикленность на себе, саможаление и происходящее от него уныние, вот те цепи, которыми насельники «отеля» прикованы к этой духовной реальности. Для выхода из неё необходим стимул, внутренний толчок. Чужая боль, принятая как своя, может пробить скорлупу эгоизма. Поэтому, когда в «отеле» появляется брутальный мужчина с маленькой, не разговаривающей и ранимой девочкой, атмосфера начинает меняться, лёд начинает таять. Ребёнок — цветок жизни, притягивает к себе, заставляет этих унылых улиток, бесцельно ползущих по дороге жизни, высунуться из своих эгоистичных панцирей. Всё можно изменить, всё можно начать заново, необходима решимость к борьбе. Сочувствие, прощение, поддержка, защита слабого, утешение скорбящего, и уже вместо серости, всё вокруг играет красками. Это и есть жизнь, а не унылое существование. Замечательно то, что не смотря на серость и подавленность героев, фильм очень светлый, лёгкий. Мне кажется, в значительной степени благодаря участию японской группы «Love psychedelico». Ничего виртуозного, простая, но очень душевная музыка.

Автор не скрывает того, что его притча имеет христианские корни. Финальное примирение совершается у православного Креста. Обратив взор к которому, каждый может услышать глас Того, Кто пострадал на нём, открыв всем желающим путь к вечной радости: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко (Мф.11.28-30)

Вот такие чудные кинематографические плоды, произрастают на духовном поле Японии, из семян, которые 100 лет назад посеял святитель Николай (Касаткин).

Хидета Такахата собрал в своей картине хороший актёрский состав, и они выложились по полной. Особо постаралась малышка Ko To-Heui, которая не пошла по сценическому пути. Поразительно, но и оператор Джан Накамура, и сценарист Tetsurou Asou также дебютанты. Однако этому дебютному ансамблю удалось создать атмосферное, самобытное, и я бы сказал одухотворённое кино.

10 из 10

Abu Salama
08 Фев. 2015
  • 4 image
  • 0 image

Комната в Риме (2010)

Habitación en Roma

Who is сеньор Хулио? Режиссёр-поэт или глашатай феминизации?

Как гласит аннотация, перед нами киноадаптация произведения Матиаса Бизе «В постели». В оригинале мужчина и женщина делятся секретами о своём личном в течении одной ночи… Здесь зритель вправе резонно задаться вопросом, а чего ради мужчина заменён женщиной? В угоду европейской «моде», из конъюнктурных ли соображений? Пожалуй, это вполне логичный итог авторских, весьма специфических, киноисследований мужского и женского начал, которыми, по сути, и занимался режиссёр в своих работах. Мужское (по Медему) — тёмное и разрушительное, женское — светлое и созидательное. По иронизировал с мачизма героев в «Рыжей белке», упрекнул за трусость и эгоизм в «Люсии», в конце концов насрал всем представителям сильного пола на голову (отнюдь не фигурально) в «Беспокойной Анне». Обожествив женщину, Хулио убирает мужчин из предлагаемой им истории внезапно возникшей «любви» на улицах Вечного города.

Комната — как некий сакрариум, здесь нет места ничему нечистому (мужскому), оно допускается сюда лишь в качестве прислуги (портье Макс). «Мы хотим заказать вибратор… Нету? Тогда можете быть свободны. Завтрак пожалуйста, мы проголодались» В эту «священную» ночь, «грязный, мужской мир» останется снаружи, со всеми его ужасами: отцами — тиранами и педофилами, женихами — изменниками, зятьями — уголовниками… какое они имеют отношение к настоящим чувствам.

Говоря о кинематографических особенностях фильма, можно сказать, что атмосферное, камерное кино режиссёр снимать умеет. Стоит отметить камеру оператора и саундтрек, достойную игру актрис, которым из гардероба достались лишь банные халаты, а большую часть экранного времени пришлось довольствоваться костюмами Евы. Нужно бы наверное порадоваться за соотечественницу. Одесситка Наташа Яровенко выглядела уверенно, а иногда даже и убедительно рядом с одной из самых талантливых испанских актрис, последней музой Альмодовара Еленой Анайей. Дело в другом, основная ценность Медема в его неповторимом стиле кинопоэзии, в котором отсутствуют границы между фантазией, сном и реальностью, а обилие символов, аллегорий и метафор позволяет зрителю самому складывать из них, свой чувственно-интеллектуальный пазл. Ничего этого в «Комнате» нет. Автор уверенно ведёт зрителя за собой, показывая и подсказывая, когда ему растаять от умиления, а когда застыть в сочувствии и проникнуться пониманием.

А что же сама история? С её развитием, зритель должен отметить, что являясь по сути непорочными жертвами мужского произвола, сами девушки чисты и невинны. Наташа, за годы близости с женихом ни разу ему не изменила. Также и Альба, всегда была верна своей «другой половинке». Но, отмотав плёнку немного назад, не трудно убедиться, что случайную встречу от страстного переплетения тел на гостиничном ложе отделяют всего несколько фраз. Бывает, в порыве страсти случаются падения? Но ведь акценты расставлены совершенно иным образом. Эта ночь преподаётся как некое сокровище, «дар свыше», как источник вдохновения, она не станет поводом сокрушения и покаяния, наоборот, будет бережно хранима в тайниках сердца. Радуясь раскрытию своей бисексуальности, Наташа начинает строить семейную жизнь. Что ждёт дом, который созидается на песке?

Лживую и порочную по своей сути кинофантазию Хулио Медема, считаю худшим творением в его фильмографии, а дрейф творческих идей началом декаданса и нравственного разложения.

1 бал заслуживает игра Наташи и Елены, 1 музыка Жослин Пук, 1 камера Алекса Каталана, само же кино попадает в категорию «разочарование».

3 из 10

Abu Salama
17 Янв. 2015
  • 5 image
  • 2 image

Гейша (1983)

Yôkirô

Хидео Гося - "Гейша"

Замечательная картина одного из классиков жанра «якудза эйга» — Хидео Гося. «Гейша» приходится на пик его творчества, годом раньше вышла "Жизнь Ханако Кирюин", а перед тем "Ночной охотник". Вряд ли кто-то лучше показывал теневую жизнь Японии, мир якудза, гейш, борделей… в период от 17-го до 20-го века. В этом мире коварства, лжи, насилия и убийства, он выбирает одиночек, живущих внутренним кодексом чести, и рисует очень яркие портреты. Вот и в этом фильме, повествующем о гейшах, главным героем, по сути, является Кацузо — торговец женщинами. Как могут сочетаться понятия сутенёр и благородство? Смотрите и узнаете. Ответы можно получить лишь в контексте понимания эпохи, культуры и окружения. Его жизнь трагически связана с прекрасными женщинами: возлюбленная была убита на его глазах, дочь — первая гейша Момовака, считает его виновным в смерти матери, юная, страстно влюблённая певица Тамако, на зло ему, становится проституткой, хозяйка лучшего дома гейш в Кочи Осода, его бывшая любовница, а ныне партнёр по бизнесу и соратник. Их жизни тесно переплетены, из былой ненависти рождается дружба, а соперницы становятся роднее сестёр. В фильме много ярких моментов, танец Тамако с советником в кабаре ничем не уступит подобным известным эпизодам из „Запаха женщины“ или "Криминального чтива", а последующие женские разборки в туалете… Очень правильно расставлены акценты. Показ осмотра будущей гейши, в самом начале фильма, убивает даже намёк на романтику. Гейшами не становятся из прихоти. Ореол её славы сияет слезами, её блеск и великолепие — это трагедия. Сентиментальные гейши, по хлёсткому и циничному слову хозяйки, оканчивают свою жизнь на помойке. Красавица Момовака, полюбив всем сердцем, повторяет трагический путь своей матери, Кацузо пытается противостоять могущественным кланам из Осаки, намеревающимся взять под свой контроль Юкирo (царство гейш), Тамако, вкусив бордельной жизни остаётся с Кацузо, но какой ценой…

В общем, это очень яркое, насыщенное кино, с великолепной музыкой давнего соратника Госи и Куросавы — Масару Сато и качественной игрой всего актёрского состава. «Гейша» хорошо иллюстрирует особенности менталитета и культуры, это очень японское кино, в отличие от попсово-мелодраматичных «Мемуаров Гейши» Роба Маршала.

9 из 10

Abu Salama
05 Янв. 2015
  • 3 image
  • 1 image

Мутная вода (2008)

DeUsynlige

Что бы об этом сказал Фёдор михайлович?

Серьёзное, драматичное кино скандинавских авторов на тему «преступления и наказания» воспринимается неоднозначно, отчётливо чувствуются ментальные и религиозные различия.

Братья-подростки, развлечения ради, воруют коляску с ребёнком, который погибает в следствии несчастного случая. На суде они обвиняют друг друга, вместе отбывают срок, но, старший выходит досрочно за хорошее поведение, а младший вместе с дружками избивают его напоследок. Из чего, по видимому следует сделать предположение, что он отверг путь исправления. Больше мы его не увидим. Старший же — Ян, получив профессию органиста устраивается в церкви, собираясь начать новую жизнь. Какое-то время сюжет развивается линейно, но, с момента пересечения главного героя с родителями погибшего мальчика зритель видит происходящие события с двух сторон; их (вернее матери — Агнес) и его. За счёт этого образуется интрига. Похищение ребёнка, о котором Ян помогал заботиться своей новой знакомой и который был принят за его сына, показалось мне слишком прямолинейным «наказанием» за преступление, а поведение Агнес фальшивым и надуманным. Трудно поверить, что женщина не зациклившаяся на мести и саможалении сразу после потери сына, вырастившая двух приёмных детей, давшая им свою любовь и семейное тепло, стала теперь на этот губительный путь. Но, вскоре выясняется, что ей движет не жажда отмщения а панически разыгравшееся воображение, страх за детей, и не только своих. Здесь авторы довольно мощно показали глубокие, не зажившие раны того психологического потрясения которое испытала женщина.

Однако, сильные, эмоциональные моменты чередуются совершенно не понятным поведением мужа Агнес, который сам не знает что требует от Яна. Да и финальное признание главного героя, к которому по видимому зрителя и вели весь фильм, вызывает недоумение. В этом каются Богу, об этом плачут и сокрушаются в покаянной молитве, таким образом снимается камень с его души, но не её. Какой смысл говорить об этом матери умершего ребёнка? Каким образом это признание может дать облегчение и помочь ей? А ведь по мнению авторов именно это и происходит. К чему вообще тогда церковная линия, если главный герой не верит, исповедуется матери а не Богу и от неё получает прощение?

Религиозный контекст вносит лишь ложку дёгтя. Пастор(ша) в храме молодая мать-одиночка, с малолетним сыном на руках. Это даже за рамками дискуссионного вопроса: «Почему женщина не может быть священником?» — это просто бред. С её слов прощения не требуется, нужно лишь примирение. Насколько я понимаю, «уравнение» решается следующим образом: покаяние+прощение=примирение. Каким образом она решила его без прощения, остаётся загадкой. Священница, с ходу завязывает интимные отношения с органистом, после секса зритель не видит никакого раскаяния (на «священников» женского пола 6-я библейская заповедь не распространяется), а что такого, ребёнку же нужен отец. Куда вы прётесь со своими канонами. И правда, о чём это я? Если церковный староста говорит, что причащаться можно и не веря… Да нет, всё «нормально», просто если либерализм как таковой стал сущностью религии, то нужно переименовываться в «либеральную церковь», при чём здесь Христианство? Да и финальная, дуалистическая сентенция главного героя, также не имеет к Христианству никакого отношения.

В общем история серьёзная и драматичная, но язык повествования чуждый. Что бы об этом сказал Фёдор Михайлович? Трине Дюрхольм, сыгравшая Агнес, на мой взгляд плохо поняла свою героиню и что от неё требуется. Бесспорным плюсом картины является музыкальное сопровождение. Много красивой органной музыки, но в целом…

5/10

Abu Salama
04 Янв. 2015
  • 4 image
  • 1 image

Флирт (1991)

Flirting

О любви «белых ворон»

...что характерно для интерната, по 24 часа в сутки ты в толпе. Либо ты отрекаешься от себя и становишься стадным животным, либо прячешься в свою башку как в пещеру, и обитаешь там… (с)

Вот так, от лица главного героя начинается повествование. Пиджачки, галстучки, чопорные учителя, телесные наказания… Люблю фильмы о закрытых учебных заведениях того времени. Как и в любом стаде или стае, до поры — до времени лидирует грубая физическая сила. Спортивные ребята, не блещущие интеллектом, задают тон. В женском обществе, — красотки, с хорошо подвешенным языком.

- Тебя не интересует регби?

- Только с точки зрения антропологии.

- Что?

- Это своего рода сексуальный обряд. Именно это и влечёт вас сюда.


Конечно в этой истории утрирована независимость мышления, и полная неподвластность общественному мнению главных героев. Но, в том его и заслуга. Это не авторское кино, которое будут смотреть единицы. Здесь в лёгкой, почти голливудской форме, доступной массовому зрителю, затрагиваются серьёзные вопросы. Как вам такое из уст старшеклассника:

- Интеллектуальные изыскания есть высшая форма человеческой деятельности. Но, почти все творческие личности больше интересуются плотскими функциями организма. Животная сторона подавляет всё интеллектуальное...

Как здесь не вспомнить Феофана затворника, который разбирая человека делит его на три составляющие: дух, душа и тело. В такой структуре должна быть строгая иерархия, — душевное и плотское подчинены духовному (совесть, жажда Бога), иначе человек как лебедь, рак и щука, где в конечном итоге, плотские стремления берут верх.

Наши герои настолько философичны, что даже их первая сексуальная близость нарочито «интеллектуальна». Спустя годы, пережив расставание, ощутив потерю, главный герой осознает:

- Любовь. Мы были настолько «умными», что ни разу не произнесли этого слова.

Хороший фильм. Совместивший в себе и лёгкость, и вопросы к размышлениям, и романтику, и свежесть юности. Также давший старт многим, теперь уже известным, актёрам. Кидман здесь скорее является яркой частью интерьера, а Наоми из-за очков почти не видно. А вот Тэнди Ньютон и Ноа Тейлор молодцы. Тейлор вообще находка режиссёра на эту роль. Она как под него писана, респект.

Рекомендую кино для всех, оно универсально.
8/10

Abu Salama
27 Ноя. 2014
  • 6 image
  • 2 image