Рецензии пользователя Abu Salama

Кто никогда не жил (2006)

Kto nigdy nie zyl

Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь (Притч.17.3;)

Анджей Северин, один из самых знаменитых польских актёров, решил попробовать себя на режиссёрском поприще. Выбрав сложную тему для своего дебюта, он представил на суд зрителя вполне достойное кино. Искушение (испытание, экзамен) в жизни христианина, в данном случае священника. — Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. (Рим.8.35; ) Эти слова апостола Павла могли бы послужить эпиграфом к фильму.

Главный герой, молодой ксёндз Ян (Михал Жебровский), занимается на приходе с молодыми ребятами-наркоманами. Типичная внутрицерковная ситуация, пастыря, пользующегося авторитетом и доверием у прихожан священноначалие решает перевести на другой приход. В фильме — отправить на учёбу в Рим. Вполне естественный ропот и возмущение и в его душе, и в среде ребят, для которых он является последней опорой. Легко с горяча махнув рукой, сказать что нет правды и в Церкви, один произвол. Это будет часть правды, но далеко не вся. Кто-то из святых сказал: Стремись за мышиной вознёй человеческих взаимоотношений, увидеть десницу Господню. Христианин стремится служить Богу, но Бог Сам указывает ему путь, и путь этот не будет лёгким. Любое дело, как золото в огне, должно очистится в горниле искушений, что бы в нём сгорели человеческие страсти.

Не собираясь «сдаваться» и оставлять приход, Ян узнаёт что он болен СПИДом. Мать воспринимает известие о болезни сына как позор для семьи, фактически по-фарисейски отворачиваясь от него. Режиссёр хорошо показал, как меняется мир вокруг, вернее он меняется в глазах главного героя. Теперь ему представляется, что люди смотрят на него со смесью сожаления и брезгливости. Ян, с благословения священноначалия, едет в монастырь. Разумный поступок, углубиться в себя, сосредоточиться на молитве, укрепиться духовно. Вместо этого, он развивает бурную деятельность на огороде, почти не посещает службы, пытаясь тем самым что-то доказать себе и другим. Духовник говорит ему о гордыне, о том что высота духовного подвига измеряется глубиной смирения. И он и друзья напоминают ему, что пастырь должен быть со своей паствой, которая в нём нуждается, а не растить петрушку. Не спроста, на трапезе, для чтения, ему попадается отрывок из книги Иова: Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим? Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? (Иов.4.3-7; ) Покидает монастырь Ян отнюдь не укрепившись духовно, скорее бежит гонимый демоном, в состоянии уныния, которое подведёт его к черте отчаяния, и даже попытке суицида.

Если коснуться конкретики, то к фильму есть ряд замечаний. Сцена в костёле у гроба девушки Марыси, при том что поставлена она очень эмоционально и ярко, при том что проповедь произнесена смело, при всём при этом остаётся вопрос по существу: из самой проповеди следует, что передозировка была добровольной, то есть суицид, что исключает возможность отпевания, тогда что это было? Не понятно зачем, автор оставляет зрителя в недоумении касательно способа инфицирования. Ян твёрдо говорит, что не имел сексуальных связей, не принимал наркотики. Ранее он нёс церковное послушание в Африке, где легко мог заразиться, но на вопрос не могло ли это случиться там, тоже твёрдо отвечает — нет. Таким образом зрителю остаётся решать этот вопрос самому. В конце, на мой взгляд, нет процесса покаянного перерождения, обновления, путь восхождения от уныния к духовному ликованию потерялся в монтажной, а скорее всего отображает реалии западной религиозности. Ну и концовка получилась слишком сладкой, в духе политкорректности. И тем не менее, в целом, фильм весьма хорош. Такое кино сейчас в дефиците, рекомендую.

9 из 10

Abu Salama
30 Май 2014
  • 5 image
  • 6 image

Бесхитростное убийство (1981)

Den enfaldige mördaren

Классическая трагедия

Да, это именно классическая трагедия, с библейскими аллюзиями. Противостояние добра и зла, как говорил Достоевский, происходит в сердцах человеческих. А слово «идиот», постоянно звучащее в фильме, опять же отсылает к Фёдору Михайловичу. Идиот — это умственно отсталый парень Свен, у которого умерла мать, и теперь он работает на местного магната-промышленника Хеглунда, который обращается с ним как с рабом, поселив в хлеву, со скотиной. Родная сестра, стремящаяся к «красивой жизни», фактически отрекается и откупается от своего брата — «идиота». Постоянные пьяные издевательства приводят к тому, что Свен убегает ночью, и находит приют в крестьянской семье, единственной, где в нём видят человека, и относятся к нему по-человечески. Чистая простынь и ласковые люди, для него равны ангелам, которых он иногда видит. А купленный на заработанные деньги мотоцикл — осязаемое счастье. Но, финансы и влияние, помноженные на душевную низость и подлость, это серьёзная угроза, для дерзнувших заявить о своей человечности и оказавших милосердие тому, кого привыкли считать своей собственностью. Избитый в лесу сын, сгоревший свинарник, кредитные обязательства, строящаяся дорога, которая должна непременно пройти, именно через их участок… все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2Тим.3.12,13; ) Добро всегда уязвимо, но оно вечно. Ближе к концу, фабула фильма как бы раздваивается. В реальные, трагические, события вплетается аллегория о карающем мече Господнем для неисправимых грешников. Зло не вечно, и не вечно ему торжествовать. ...праведный верою жив будет. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим.1.17,18; )

В фильме есть всё необходимое, чтобы сказать, что это Кино с большой буквы. Грамотный сценарий, крепкая режиссура, хорошая работа оператора… Ну, а игра молодого Скарсгарда — это что-то запредельное. Он получил за неё Серебряного Медведя, но эта роль заслуживает всех существующих наград. Не так уж много наберётся в истории кинематографа подобных ролей. Если говорить о шведском кино, то данный фильм, лично для меня, стоит несравненно выше бергмановских, психо-анатомических копаний (за редкими исключениями). Любителям серьёзного кино рекомендуется к обязательному просмотру.
10/10

Abu Salama
17 Май 2014
  • 2 image
  • 4 image

Авива, любовь моя (2006)

Aviva Ahuvati

Авива: семья и творчество

Сейчас уже не помню, как называлась та дверь, которая открыла мне мир израильского кинематографа, но этот мир определённо мой, и мне в нём нравится. Это подобно тому, как из загазованного города выехать в сосновый лес, возвращаться не хочется.

И снова семейная драма, жанр, в котором на сегодняшний день евреям нет равных (имхо). Авива. Простая женщина средних лет, муж шестой месяц не может устроиться на работу, сумасшедшая мать ежедневно шокирует своими выходками соседей, старшая дочь Ошрат не может поступить в колледж и ревнует мать к брату, за большее внимание. Алон страдает не только от астмы, но и от комплексов на почве мужской неполноценности, после того как его бросила девушка. Офик, младшая дочь, у которой в руках всегда или пульт или тетрис. Анита — сестра, которая никак не может забеременеть, которую безумно ревнует, и время от времени поколачивает муж, которая похожа на капризного ребёнка, которому от переживаний всё время хочется есть. Авива находится в эпицентре этого семейного хаоса. Кого подбодрить, кому улыбнуться, кому посочувствовать, выслушать, помочь. Только она может успокоить терроризирующую отца и соседей мать, примирить её с сестрой, успокоить беснующихся детей, утешить отчаявшегося мужа… Но эта женщина не только мать, сестра, жена и дочь, она — ещё и писатель. Да-да, подрабатывая в ресторане, нарезая морковку, разделывая рыбу, выслушивая мамин сарказм, или стирая бельё она всегда пребывет в творческом процессе. Увиденные образы, услышанные фразы, испытанные впечатления, всё это облекается в слова, которые тут же записываются в блокнот. Так рождаются рассказы, её рассказы. Но, как человек истинно талантливый, она видит в них множество изъянов. Поэтому Авива посещает профессора, литератора, который помогает ей работать над недостатками текста.

Но жизнь есть жизнь, семья всё больше нуждается в деньгах, и в самый критический момент, когда кажется что всё против неё, как гром среди ясного неба — профессор предлагает сделку, издать её рассказы под своим именем. Кто возьмётся печатать неизвестного автора? А у него имя, его ждут, а он уже десять лет ничего не пишет. Продать своё имя, себя?..

Внезапно всё начинает рушиться, у мужа какие-то шашни с сестрой, мать достала, дети «сходят с ума», Авива надламывается, она не может больше тянуть весь этот груз… И когда сестра с матерью уезжают, вместо покоя писательница обнаруживает, что не может больше писать. Именно этот невыносимый, мучительный хаос и является источником творческого вдохновения.

Фильм полон замечательных, трагикомических моментов, благодаря которым смотрится очень легко. Того, что события происходят в Израиле не ощущается вовсе. Все ситуации узнаваемы, реальны, приложимы к себе и близким. Динамика фильма, повороты сюжета, умение режиссёра держать внимание зрителя — высший пилотаж. Музыка красивая. Ну, а игра актёров… Хороши все, но Асси Леви, по европейским меркам её трудно назвать красавицей, но она буквально источает потоки обаяния. Во всей картине нет и тени фальши или наигранности, одна из особенностей израильского кино — абсолютная естественность, хочется сказать: верю.

Тихо и скромно, шёпотом произношу: шедевр. Вы можете мне не поверить и пройти мимо, и много потеряете.

11 из 10

Abu Salama
29 Апрель 2014
  • 7 image
  • 6 image

Поворот (1978)

Неожиданный поворот жизни

Круиз, теплоход, море… Счастливые молодожёны возвращаются из отпуска. Он, — перспективный учёный. Она, — красивая, молодая, любящая жена. Впереди отличные перспективы, счастливая жизнь. Последние километры до дома, и вдруг она… Бабулька, прямо под колёса «жигулей». А ночью она умирает. Что теперь, суд, тюрьма?

Сколько американских фильмов пересмотрено на данную тему. И все они сняты по одним и тем же штампам. Жгучее желание мести (ожидание обвинительного приговора, или самосуд) со стороны родственников пострадавшей, и душевные муки виновных. И всё, как правило, похоже на пересоленный борщ, из-за желания выдавить из зрителя слезу.

С каким же удивлением и удовольствием смотрелся наш фильм 1978г. с любимыми актёрами. Лучшей похвалой для этой драмы будет слово настоящая. Это действительно настоящая драма, которая врывается в жизнь людей, и жизнь делает поворот. Незапланированный, неожиданный, вынужденный поворот. И теперь дорога поведёт наших героев внутрь себя. Наступил кризис (суд) прежней жизни. Теперь всё будет иначе.

В фильме раскрываются качества, присущие именно русскому человеку. Технически, он вроде бы не виноват. Однако чувство вины, не отпускает его. И он не собирается любыми средствами добиваться своего оправдания. Попробовав получить нужные показания от близкого к погибшей человека, ощутив омерзение от самоунижения, он предоставляет ход следствия на Волю Божию. Именно так. Думаю, если бы фильм не снимался в глухое советское время, всё было бы озвучено как предание себя в руки Божии. Если виновен, лучше понести наказание здесь, чем изворачиваться, но быть осуждённым на Страшном Суде.

У фильма отличный сценарий, но несомненно именно игра гениальных актёров (в первую очередь Олега Янковского) возводит его на очень высокий уровень. Многое сказано недосказанностью, взглядами, поведением, неожиданными поступками.Коллекционная картина.

10 из 10

Abu Salama
24 Апрель 2014
  • 2 image
  • 3 image

Послушай, не идет ли дождь (1999)

Он умер через год. На столе осталась страница с названием ненаписанного рассказа

«Это не очередной фильм биографического жанра. Это ассоциативная вещь. Действие происходит в настоящем и прошлом, и в ирреальной среде, где пересекаются мотивы рассказов Казакова «Трали-вали», «Голубое и зеленое», «Во сне ты долго плакал» и других. Герой может запросто встретиться со Сталиным или распивать водку с бомжем в подвале. Фильм должен стать поводом для размышлений о судьбе интеллигента в социалистическую эпоху». — Аркадий Кордон.
Что добавить к словам самого режиссёра. В первую очередь слова благодарности за потрясающий фильм. Кто не знает и не видел «Зеркало» Тарковского? Но мало кто знает «Послушай, не идет ли дождь» Аркадия Кордона. Почему я сравниваю эти два фильма? Потому что с первых минут у меня возникли ассоциации с «Зеркалом», хотя это очень субъективно. Смотрится фильм не то чтобы легко, а происходит полное погружение в духовный мир писателя.
Закрывайте глазоньки, начинайте сказоньки. Но коль душа не видит, ничего не выйдет. Каким-то образом мы таинственно соприкасаемся с душой гения. Не просто наблюдаем отдельные моменты жизни, мы видим эту жизнь изнутри. Мы чувствуем и ощущаем мысли, сожаления, внутренний диалог. Образ смерти, которая помогает ценить мгновения жизни. А время-то бежит, Юра - Юрочка. От тебя ко мне бежит. Жена, мать, сын, любящие и любимые, и человеческие слабости, разрушающие гармонию любви. Как я жаден до счастья и сколько ошибок я совершаю.

Визуально фильм воспринимается как поэзия. Актёры не просто гармоничны в своих ролях, я думаю лучше сыграть невозможно. Гениальный сценарий и чудное сочетание с музыкой Шварца превращают картину в произведение искусства. Для меня он стал одним из эталонов настоящего кино.

Закончу словами молитвы Юрия Казакова, последними словами, звучащими в фильме: Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет. Ибо твёрдо верю, что любящим Тебя, всё содействует ко благу.

10/10

Abu Salama
04 Апрель 2014
  • 2 image
  • 3 image

Цена знаний - баллада о потерянном страннике (2007)

Kunskapens pris - balladen om den vilsne vandraren

Постапокалептическое "евангелие"

- "Так пой, пой металл, пойте листья на земле…"
Сдаётся мне, что ничего более оригинального, на тему постапокалипсиса, я не видел.
В баре, наполненном мутантами, и прочими человекообразными существами, под звуки контрабаса, музыкант рассказывает историю об ожившем роботе. Робот появился тогда, когда люди перестали быть похожими на людей (не только внешне, оболочка это символ уродливой души). Люди живут примитивными, материальными интересами, ради выживания. А робот… Он самоотверженно творит добро: помогает нуждающимся, спасает попавших в капкан (будущий иуда), разрушает примитивные и лживые суеверия. А когда его предают, он не мстит и не обороняется, но, добровольно приносит себя в жертву.
Теперь о нём поют музыканты, память о нём жива. Он — образец жизни.
Евангельские аллюзии очевидны, но (повторюсь), более оригинального изложения я не встречал.

- "Душу, верную цели, никому не свернуть с пути…"

Сделано с минимальным бюджетом, но настолько душевно, что хочется тут же пересмотреть ещё раз. Главные герои получились очень трогательными, а баллада, повествующая о их жизни, просто замечательна.
Режиссёру, сценаристу и композитору (в одном лице), огромное спасибо. Только 10, и не иначе.

- "Так пойте, пойте обломки, пой жадность и пой смерть. Одинокий дух цель достигнул, путь окончив на земле…"
10/10

Abu Salama
13 Март 2014
  • 4 image
  • 3 image

Что скрывается за Солнцем (2006)

Things Behind the Sun

Реквием по одной семье, или надежда на её воскрешение?

Послужит ли болезнь и смерть дедушки к сближению членов семьи, которые так далеко друг от друга, хотя и живут под одной крышей?

Этот фильм нанёс удар по моим иллюзиям, что в Израиле семейные ценности, и сам институт семьи, более крепки чем в Европе. Всё-таки евреи, один из самых традиционных народов, увы.

Юваль Шаферман резкими мазками рисует семейную палитру, где каждый сам по-себе, каждый в коконе своих проблем и никто никого не слышит. Старые обиды перемешаны с приятными воспоминаниями. Давняя ссора с дедом, не утихающая обида у родителей и старших внуков. Нежеланные дети, творческая нереализованность, бесшабашность и бесцельность существования старшего сына, сексуальные эксперименты старшей дочери… Среди всего этого нагромождения недосказанности и неискренности — маленькая Дидуш (младшая дочь), девочка-невидимка, почти всё что она слышит от членов семьи: не мешай, иди спать, посмотри телек, пора в школу… Её как бы нет. И, в тоже время этот ребёнок, практически не улыбающийся, глубже всех ощущает происходящее. Только она, по собственному желанию, хочет навестить умирающего дедушку, которого не помнит. Мама занята своей выставкой, неоднозначного искусства, пытается наверстать упущенное, годы «потраченные» на воспитание детей. Она, по своему, изображает боль своей семьи на картинах, чем шокирует родственников.

В процессе просмотра, дни отсчитываются на табло, а весь хаос семейных отношений, проходит на фоне постоянно включенного телевизора, где идёт непрекращающееся реалити-шоу, и лица «счастливых» участников, которые вот-вот станут обладателями чего-то.

Отдельные сцены просто шедевральны. Последние мгновения умирающего дедушки, негласное примирение с сыном, момент когда он впервые спрашивает младшую дочь о её школьных проблемах, и она начинает рассказывать… Очень хорошо подобранная музыка, усиливает эмоциональное восприятие. Сюжет очень реалистичен, линии всех героев показаны без фальши. Автор не делает выводов, он просто акцентирует, с помощью эмоционального воздействия, внимание на отдельных моментах, а зрителя подталкивает к размышлениям. Качественная игра, всех без исключения актёров. Правда, не могу не выделить юную Tess Hashiloni (Дидуш), потрясающая игра девочки.

Одним словом не вижу в картине недостатков (хотя, лично я, выбросил бы лесбийскую тему), поэтому оценка максимальная.

10/10

Abu Salama
13 Март 2014
  • 2 image
  • 3 image

Галоп (1996)

Cwal

Жить, и быть собой

Во многом автобиографический фильм Кшиштофа Занусси, в который он вложил и свой талант и свою душу.

Атмосфера коммунистической Польши, сталинских времён, очень напоминает советскую. Это и естественно, одни «вожди», одна идеология… Идеология, убивающая всякую индивидуальность, стремление к внутренней свободе, порождающая лицемеров, бездарностей, стукачей и подхалимов. Именно в этой атмосфере живут, и стремятся сохранить себя наши герои. Отец юного Хуберта эмигрировал в Англию, и он должен теперь скрывать это. Тётя Ида, к которой его отправили, немного взбалмошная, эксцентричная женщина, которая и будет учить его, как выжить в этой системе, где нельзя говорить правду, но и нельзя превратиться в лжеца.

Лошади и скачки, к которым страстно привязана Ида, являютя для них и их друзей, глотком свежего воздуха в удушающей атмосфере, только в седле можно дышать полной грудью. Это своего рода - символ внутренней свободы, борьбы за своё самосознание.

Не смотря на отличную игру всего актёрского состава, не могу не выделить Бартоша Обуховича, передавшего всю гамму чувств, весь детский максимализм, твёрдость, простоту и искренность ребёнка. Будучи от природы прямым и честным, он не может смириться с тем, что все вокруг лгут. Особенно болезненно, когда лгут близкие ему люди. Всей своей, сильной и чистой, детской душой он отвергает необходимость изворачиваться и обманывать, однако по другому в этой системе не выжить. Чего стоят одни сцены исповеди, когда он, ещё совсем ребёнок, не просто формально перечисляет грехи, а ищет пути и совета как жить чтобы ложь не стала нормой, чтобы грех не разъел душу. Как сохранить её в чистоте, когда всё вокруг против тебя.

Живой фильм, с настоящими судьбами, хорошими актёрами и интересным сюжетом. Также отличная иллюстрация эпохи, портреты чиновников (министр, директор школы, дипломат…). Я не увидел в картине изъянов, поэтому оценка наивысшая.

10/10

Abu Salama
27 Фев. 2014
  • 3 image
  • 3 image

Зеркало загадок (2008)

I et speil i en gåte

Ты готова? Тогда пошли.

Тема смертельного диагноза и предсмертного периода жизни, не раз обыгрывалась в кинематографе. Как правило всё сводится к бредовому выводу: «Значит нужно попробовать то, что ещё не успел». А в самом деле, что ещё делать если смерть, — это конец? В данном жанре я выделяю только два фильма, заслуживающих внимания: «Моя жизнь без меня» (в котором, при всех плюсах, есть очень серьёзный ляп) и «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путём» (самый серьёзный в жанре). И вот «Зеркало загадок». Основной мыслью картины является донести христианское понимание смерти, как перехода к другой форме бытия. Не скажу что фильм, в полноте, говорит о жизни как подготовке к вечности, но для современного, европейского кинематографа (о Голливуде вообще молчу) и это уже много. По крайней мере, кино даёт пищу для размышлений.

Интересное получилось смешение жанров. В первую очередь, это безусловно драма, трагедия семьи где умирает ребёнок. Родители стараются, но не могут ничего сделать. Хорошо показаны внутри-семейные отношения, родственники по-разному переживают своё горе и справляются с ним. Мать более эмоциональна, старается верить в непременное выздоровление, исполнять предписания и т. д. Мужчина более практичен, понимая реалии рассудочно, старается внешне создать обнадёживающую атмосферу. Бабушка религиозна, стремиться направить мысли внучки к Богу и вечности. Младший брат, по детски, завидует и обижается что его обделяют вниманием. Сама 13-летняя Сесилия, которая, как и положено больной, часто бывает резкой, рубит сплеча, живёт мыслями о юноше-испанце, с которым познакомилась летом. И…

Ангел. Пожалуй, это самый реалистичный фильм, где персонаж из потустороннего мира, введённый в сюжет, не изменил общей атмосферы, а гармонично влился в неё. Драма остаётся драмой, но теперь она наполняется новым содержанием, уходит безысходность, зрителю открывается сакральное измерение. Это не конец, за потолком открывается Небо. Конец фильма светлый.

Вспоминаются слова из Панихиды (заупокойная служба): «Идеже несть, ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная...»

Остаётся только сожалеть, что именно такие фильмы почти не знакомы нашему зрителю.

Игра Мари Хаагенруд понравилась, она хорошо вжилась в образ своей героини. Аксель Хенни (известный нашему зрителю по триллеру "Охотники за головами") тоже неплох в роли ангела. Непривычно было видеть легендарную Лив Ульман, в эпизодической роли.

Хорошее, светлое кино, рекомендуется к просмотру.

8/10

Abu Salama
27 Фев. 2014
  • 3 image
  • 4 image

Софья Петровна (1989)

В жерновах системы

Пронзительный, правдивый, глубокий, врезающийся, своими образами, замечательный фильм. Хотя Анна Ахматова писала ниже приведённые слова, в первую очередь, о людях своего круга, думаю, они послужат хорошим эпиграфом и к рецензии и к фильму: -“Того, что пережили мы, да, да мы все, потому что застенок грозил каждому не запечатлела ни одна литература. Шекспировские драмы, все эти эффектные злодейства, страсти, дуэли – мелочь. Это детские игры по сравнению с жизнью каждого из нас. О том, что пережили казнённые или лагерники, я говорить не смею. Это не называемо словом. Но и каждая наша благополучная жизнь – шекспировская драма в тысячекратном размере. Немые разлуки, немые, кровавые, чёрные вести в каждой семье. Невидимый траур на матерях и женах…”

Трудолюбивые, искренние, интеллигентные советские люди, в один момент превращаются из счастливых строителей «светлого будущего» во врагов народа. Он, её сын, — террорист, диверсант и предатель. Как такое возможно, это просто ошибка, его вот-вот выпустят… Начинается хождение матери по кругам ада.

Мало того, очень уважаемый, замечательный врач, друг семьи, также арестован. Внезапно «разоблачают» непосредственного начальника. Ближайшую помощницу, кристально-чистую девушку, обвиняют в пособничестве и увольняют…

И даже после всего этого, главная героиня не допускает мысли о том, что что-то не так, это “случайность”, “недоразумение”, всё разъяснится. “А вдруг правда?” – сама ужасаясь от собственных мыслей, думает мать. Ведь кругом враги. Он сам подписал признание, она видела его подпись. Значит и он враг?.. Рушится мир, как не сойти с ума? Где найти опору потерявшей сына, и почву под ногами, женщине?

Аркадию Сиренко удалось создать предельно-точную атмосферу внутренних переживаний героев. Эти люди, каковых были тысячи, веря в партию, попадают в жернова репрессий, и оказываются «врагами».

Отличный актёрский состав, безукоризненно справился с поставленной задачей, качественная операторская работа, даже не вериться что кино — перестроечное. Пожалуй, это одна из лучших ролей Каменковой. Усатова, очень убедительна в роли партийного оратора. Глаголева, Ахеджакова… Я поверил каждому слову. После прочтения массы документов о репрессированных, писем, воспоминаний, именно так всё себе и представлял. Тема раскрыта полностью.

Вечная память всем, пережившим этот ужас. Оценка наивысшая.

10/10

Abu Salama
20 Фев. 2014
  • 5 image
  • 5 image

Мать Мария (1982)

Кто я, Господи? Лишь самозванка, расточающая благодать…

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих!" (Ин 15,13;) именно эти Евангельские слова воплотила в своей жизни и смерти мать Мария.

Для меня приятной неожиданностью было обнаружить, что о этой замечательной и святой Женщине, снят фильм.

Елизавета Юрьевна Скобцова, в девичестве Пиленко, в монашестве Мария. Целая история, целая эпоха. В возрасте 5-ти лет она познакомилась с обер-прокурором Святейшего Синода, Победоносцевым. После чего этот государственный муж, переписывался с маленькой девочкой.

В 15 лет она знакомится с Александром Блоком, и он посвящает ей стихотворение «Когда вы стоите на моем пути…»

Она - первая женщина посещающая богословские курсы при Духовной академии.

Она - после революции примыкает к партии эсеров. Её избирают городским головой Анапы.

Эмиграция, зарубежные мытарства, Париж, монашество… Постригал её сам митрополит Евлогий (Георгиевский).

-О, Боже, сжалься над Твоею дщерью!
Не дай над сердцем власти маловерью.
Ты мне велел: не думая, иду.

Фильм захватывает отрезок с конца 30-х годов, до смерти матери Марии. Приняв постриг, она по-своему поняла и интерпретировала суть монашеского подвига. Она открывает приют, где могли бы найти пристанище и кусок хлеба нуждающиеся. Её жизнь становится непрестанным служением ближним.

Постыло мне ненужное витийство.
Постыли мне слова и строчки книг,
Когда повсюду кажут мертвый лик
Отчаянье, тоска, самоубийство…

Во время войны мать Мария становится участницей сопротивления. Она укрывает и спасает от смерти, помогает сделать документы, евреям получить свидетельства о крещении.

В концлагере. она поддерживает падающих духом заключённых, и в итоге, идёт в газовую камеру, вместо одной из советских девушек.

1 мая 2004 года Константинопольская Православная Церковь причислила к лику святых русскую монахиню Марию (Скобцову), как преподобноисповедницу.

Мать Мария писала стихи (отрывки из которых цитируются), выступала с докладами на собраниях христианской молодёжи, вся жизнь её была горением.

Фильм, конечно же не отображает, в полноте, личность и подвиг этой удивительной женщины. И, тем не менее, он замечательный. Невероятная сила духа, в теле слабой женщины, любовь к Богу и ближним, вытеснившая страх смерти. Ради Христа жить и ради Него умереть.

Людмила Касаткина очень гармонично вписалась в роль, даже не представляю никого на её месте. 15 лет назад, читая книгу Сергия Гаккеля о монахине Марии, именно такой её и представлял. Спасибо Сергею Колосову за прекрасный фильм.

И сны бегут, и правда обнажилась.
Простая. Перекладина креста.
Последний знак последнего листа,-
И книга жизни в вечности закрылась.

10 из 10

Abu Salama
20 Фев. 2014
  • 6 image
  • 5 image

Маленькая обитель (2005)

La petite Chartreuse

Маленькая молчальница

Именно так следовало перевести фильм. Получился недоперевод, оттолкнулись, по смыслу, от того, что существовали обители молчальников, молитвенное молчание которых, зачастую приносило больше пользы чем многие разгоаоры. Но фильм не об этом.
Три действующих лица: Она, её дочь и Он.

Она — не очень хорошая мать. Она не пьёт, не гуляет, не бьёт ребёнка, не истерит… Нет, ничего такого. Просто, в какой-то мере, она ещё сама ребёнок. У неё не хватает сил быть ответственной и обязательной, ей нужен мужчина, который был бы рядом, и на него можно было бы опереться.

Он — необычный человек, любящий книги, обладающий феноменальной памятью, хозяин книжного магазина. Он борется со своим внутренним демоном (алкоголизмом), пройдя лечение, он уже никогда не станет прежним. Поэтому он замкнут, нелюдим, не общителен.

Ева — прекрасный ребёнок, которому не хватает родительского тепла и нормальной семьи. Семья, что может быть более ценным для ребёнка?

Авария. Столкновение судеб, мама проспала, дочка заблудилась, побежала через дорогу…

Пересказывать фильм дальше нет смысла. Трагедия. Часто люди восклицают: «Почему Бог допускает страдания, за что страдают дети? В чём они виноваты?» А может быть правильный вопрос не «почему» а «для чего»? В какой-то мере, фильм отвечает на этот вопрос. В любом случае, всё, что случается в жизни, при правильном восприятии, обращается во благо.

Стилистика — очень тонкое, авторское кино. Здесь почти ничего не объясняется, не конкретизируется, о событиях прошлого говорится мимолётно, в двух словах. Весь фильм построен на недосказанности, молчаливом переживании, игре актёров. Атмосфера печальная, но не безутешная, главным героям сопереживаешь, сочувствуешь, проникаешься...тЭто сугубо индивидуальные вещи, меня они зацепили настолько, что занёс его в папку с любимыми фильмами.

10/10

Abu Salama
20 Фев. 2014
  • 4 image
  • 3 image

Вий (2014)

При чём тут Гоголь? Или, горилочная психоделия 3-ДЭ

То, во что выливается прикосновение современных режиссёров к творениям классиков, как правило печально. Я не хочу сказать, что авторский подход и интепретация - плохо само по-себе, нет. Но, авторский подход и полное извращение, это немного разные вещи. Но, оставим пока, светлой памяти, Николая Васильевича в стороне, дабы слишком не расстраиваться.
Стоит всё-таки отдать должное авторам, в руках которых довольно небольшой рассказ, с небольшим количеством героев, превратился в кино, которое вместило в себе почти все существующие жанры. Хорошо это или плохо? В плане развлекательном, пожалуй хорошо, тем более, что лучшего российского (хотя в данном случае производство совместное, значит и финансы от западных соавторов) фильма в данном формате, я не видел. Качество эффектов действительно на уровне. А вот в плане смысловом... но к этому мы ещё вернёмся.
Что касается кастинга и актёрской игры. Честно говоря, при такой сочной картинке, она как-то незаметно смещается на второй план. Довольно убедительны были Цурило, в роли сотника, Жижикин, в роли Дороша, конечно же, первым планом красуется Флеминг, в роли Джонатана Грина (не удивляйтесь, и я прекрасно знаю, что никакого Грина у Гоголя не было, зато он есть у Степченко, мало того, он то и есть главный герой). Фамилия Золотухина, думаю, в подобных комментариях не нуждается. Очень хорошо смотрелась Ольга Зайцева, в роли панночки, а вот Агнию Дитковските вы узнаете с трудом, так как её лицо всё время закрыто нечёсанными волосами. Кстати, их с Чадовым мелодраматическая линия, выглядит пришитой белыми нитками и, на мой взгляд, является ещё одним, хотя и не главным минусом фильма. А вот Смоляков, прекрасно играющий криминальных авторитетов, в роли отца Паисия выглядит не убедительно. Не прочувствовал он свой персонаж, или же его карикатурность находится в русле режиссёрской задумки. А уж участие Руслановой и вовсе нелепость. А Вий? А что Вий, он тут вообще не при делах. Нет, вы его всё-таки увидите, и графика будет на уровне, но контекст... Увидите вы его, в совсем ином контексте, увы.
Что касается сюжета. Он рождается как мистический триллер, с произошедшей на хуторе трагедией, в ночь девичьих гаданий, и тутже переносится в Англию, переходя в приключенческую комедию, откуда наш учёный, обрюхатив дочь лорда, смывается в поисках славы, который и приводит его на малороссийский хутор. Таким образом, именно ему, соплеменнику Холмса, Пинкертона и отца Брауна, предстоит расплести мистико-криминальный клубок и избавить хуторян от власти предрассудков и мифологических манипуляций. Сюжет плавно переходит в сельский детектив, с элементами горилочной психоделии. Не буду раскрывать развязку, её вы, при желании, увидите сами.
Антураж и место событий. Действия, похоже, перенесены из под Киева в Карпаты (судя по скалистой местности) церковь из окраины хутора вознесена на вершину скалы (как бедные прихожане туда взбирались не понятно), вообще-то внешне, она больше похожа на языческое капище. Видимо, чтобы придать происходящему мистический шарм, наводнили всё экранное пространство крестами самых невероятных форм, которые висят, летают, падают, горят... на протяжении всего фильма.
Однако, нам пора вернуться к Гоголю и содержанию картины. По мнению Александра Сергеевича Пушкина, Гоголь, как ни кто иной, мог изобразить пошлость человеческой жизни. В "Вие" Николай Васильевич, как человек глубоко религиозный, изобразил пошлость жизни без Бога. Это горькая сатира, имеющая сакральный подтекст. Казаки живут в беспробудном пьянстве, а ещё хуже того, семинаристы - будущие пастыри православного народа, ничем от них не отличающиеся, воруют и бьют друг другу морды, да и сама церковь стоит в запустении, без богослужения, вот тогда и распоясывается нечисть, беспрепятственно завладевая людскими душами. Что же касается Степченко, развязка той истории на хуторе, с которой начинается фильм, была бы вполне приемлема, но... Сведение всей мистической составляющей к горилочным глюкам атеиста-картографа, прямо таки анти-гоголевское. Ну, а уж коньюктурный подтекст, что мол из мрака невежества и мракобесия, дремучих хохлов (вместе с москалями) может вывести только "просвещённый" европейский разум выглядит действительно пошло. А уж на фоне сегодняшних, украинских событий, в разгар которых состоялась премьра, так и вовсе отвратительно. Вот такое вот кино - "искусство". И хотя в числе продюссеров не значится ни одной иностранной фамилии, деньги, конечно же, пришли оттуда. А кто платит, тот и заказывает музыку.
Вышедший в прокат, несколькими днями позже, ремейк "Робокопа" вызвал у меня больше приятия, чем это, ублюдочное недоразумение.
5/10

Abu Salama
13 Фев. 2014
  • 39 image
  • 12 image

Слабость большевика (2003)

La flaqueza del bolchevique

Испанская драма и царские мученики

Незначительная, автомобильная авария, со скоростью пешехода. Казалось бы, Европа, заполнили страховки и разошлись… Но, «пострадавшая» дамочка начинает осыпать оскорблениями зазевавшегося водителя, а он не собирается перед ней расшаркиваться. В итоге богатая стерва решает его проучить. Но и он принимает неоднозначное, встречное решение, не дожидаясь суда. Пугнув её пару раз по телефону, наш герой решает подобраться к своей противнице через её младшую сестру. Итак, каждый начал свою игру.

Однако, 14-летняя Мария непростая школьница. Интеллектуально развитая, красивая, сообразительная, чувственная, она прекрасно осознаёт своё превосходство над сверстниками, и ей не интересно с ними. Поэтому, когда появляется взрослый мужчина, она тоже начинает свою «игру», игру во взрослую женщину. Но, игры с чувствами — опасные игры.

Знакомая линия развития событий но, в данном случае, без пошлости и постели, хотя лёгки сексуальный привкус в фильме присутствует. Мужчина поняв, что дело пошло не так, пытается дать задний ход, но не всё так просто…

Любые игры имеют свой конец. В данном случае он будет трагичным. Взрослые заплатят очень высокую цену. И, спрашивается, за что???

Сюжет предельно-реалистичный, никакой фальши. Игра актёров безупречна (думаю, Марию Вальверде ждёт большое будущее), саундтрек потрясающий. Линия отношений мужчины и девочки, как я уже сказал, без постели (слава Богу), поэтому не вызывает отторжения, наоборот, смотрится с огромным интересом.

Оригинальное (для Испанского кино) название фильма, вызывает ассоциации с революционной борьбой, и политикой. Ничего подобного нет и близко. В самом начале главный герой любуется фотографией дочерей Николая 2 (замечательное фото), убитых большевиками в 1918г. Сам он, в шутку, называет себя большевиком, что мол, правильно они сделали, взяли и уничтожили своих классовых врагов. Из воспоминаний, писем и донесений большевиков, охранявших царскую семью, известно, что их кротость и чистота души располагали к ним охранников (они проявляли «cлабость»), поэтому красноармейцев приходилось часто менять, а с расстрелом получилась кошмарная каша. Так и наш Пабло, забыв о своих целях, проникся симпатией (даже больше), к сестре своего «врага», проявил «слабость». Вот такая вот, интересная аналогия получилась. Правда, из воспоминаний духовника царских детей известно, что, в сердце и в мыслях они были намного чище своих сверстников. Наша же Мария, в свои 14, при первой встрече говорит незнакомому мужчине, что у неё под джинсами ничего нет. О времена, о нравы!

По всем статьям, оценка фильму наивысшая.

10 из 10

Abu Salama
12 Фев. 2014
  • 5 image
  • 4 image

Мнения сторон (2001)

Taking Sides

Рок-н-ролл против классики

Шабо продолжает тему “Мефисто”, но теперь, раскрывает её с иной стороны. Человек искусства в тоталитарном государстве. В фильме несколько пластов: искусство и политика, конформизм и жизнь по совести, противостояние культур и предвзятый суд, с позиции собственного превосходства. На примере одного следователя, во всей “красе”, режиссёр изображает невероятную уверенность американцев (слепую, на уровне зомбирования, отрицающую даже намёк на сомнение), что именно они несут всем “правильный” образ жизни и имеют право всех судить. Кейтель сыграл потрясающе. Его персонажа просто хочется утопить в сортире. Герой Табакова одной фразой раскрывает суть происходящего: –“Никогда не говорите о том, в чём вы ничего не понимаете. Он жил в стране, где установилась диктатура. При диктатуре искусство “принадлежит” партии.”" О да, он знал, о чём говорил, он говорил о себе. Его положение в СССР ничем не отличалось. Разница только в том, что Союз выиграл войну, иначе его судили бы также. Но откуда это понять холёному америкашке, который сроду не нюхал тоталитаризма, жизни в непрестанном страхе, когда каждый день куда-то исчезают друзья, родственники, когда ты не можешь не идти на компромиссы, пытаясь таким образом помочь близким. – “Беда в том, что вы-Американцы, хотите чтобы все жили так, как вы.” Советский офицер, не в ушанке, без балалайки, он ещё говорит американскому нелицеприятные вещи, совершенно справедливые, преподаёт ему урок. Вещь просто немыслимая в современном, западном кинематографе. Девушка-стенографистка (дочь героя, пострадавшего от нацистов) говорит майору-американцу, что его методы ничем не отличаются от гестаповских. Помощник-еврей также отвергает его методику (кому, как не еврею, знать что такое “козёл отпущения”). И, тем не менее, он остаётся непоколебимо уверенным в своей правоте, истинный американец.
Стеллан Скарсгард тот актёр, который всегда и везде на своём месте. И здесь он прекрасно изобразил всю гамму переживаний человека, пережившего нацизм. Человека, который пытался служить искусству, стремился помочь ближним, и старался при этом сохранить себя. И теперь за это его судят те, кто принёс в его страну демократию. А ведь этот суд длится до сих пор, в разных концах мира. Поэтому считаю фильм очень актуальным, я уже не говорю о блестящем кастинге и исполненных ролях. Но главное достоинство фильма, это правильно расставленные акценты. Настоятельно рекомендую.
10/10

Abu Salama
29 Янв. 2014
  • 4 image
  • 4 image