«Скрежет»: объяснение концовки, что за монстр?

опубликована

Первый полнометражный проект финского режиссер Бергхольма – это нечто большее, нежели простое погружение в мир физического ужаса, сложностей подросткового возраста и существ с непонятными очертаниями. Это – та категория хорроров, которые ужасают попыткой главных героев спроецировать свое «идеальное» мировоззрение на родных, что приводит к появлению монстров (порой реальных). Что хотел нам донести автор «Скрежета» и был ли монстр настоящим? Внимание: спойлеры.

Глубокий омут «идеального» семейства

Тинья – юная гимнастка, живущая в «идеальном» мире, созданном ее матерью-блогером исключительно на публику. Несмотря на тщательно составленный гардероб и попытки соответствовать созданному матерью образу жизни, девочка постепенно не выдерживает чрезмерного давления.

Еще в начале фильма во время одного видеоблога происходит настоящий хичкоковский кошмар: в дом залетает птица, разбивая все предметы на своем пути. Мать в бешенстве скручивает шею травмированной птице и говорит дочери, чтобы ты выбросила ее в мусор. Позднее тем же вечером Тинья не может уснуть из-за крика птицы, поэтому отправляется в близлежащий лес, где обнаруживает ту самую раненую птицу, которой мать свернула шею, но она оказывается еще живой (!).

Девочка не придумывает ничего лучшего, как добить существо. А поблизости обнаруживает странно яйцо, которое решает забрать домой. С этого момента идеальная семейная жизнь начинает рушиться, а зрителя погружают в очень темное метафорическое исследование девичества, безразличных семейных отношений, низких моральных ценностей и тому, к чему это все может привести.

Из яйца вылупляется птицеподобное существо, являющее собой по факту проявление страхов и тревог самой Тиньи, которая боится не оправдать завышенных ожиданий своей безразличной, эгоистичной матери, которая больше времени тратит на любовника, чем на собственных детей. Не случайно режиссер показывает аллегорию: Тинью тошнит, и она кормит рвотными массами своего злобного двойника. А в это время мать пытается превратить ее в идеальную гимнастку, не заботясь даже о здоровье дочери.

Но мать девочки – не единственный источник давления. Ей приходится бороться со своим назойливым глуповатым младшим братом, безумно скучным, безликим словно диван из IKEA мужем, настолько оторванным от реальности, что он не замечает связь своей жены с красивым ремонтником.

Тинья изо всех сил пытается стать лучшей, когда мать подталкивает ее тренироваться все больше и больше, она пытается подружиться с соседской девчонкой, найти общий язык с другими гимнастками. Мы понимаем, что девочка абсолютно одинока и никому не нужна. А монстр тем временем начинает приобретать явно человеческие очертания. И, о ужас…он – вылитая копия Тиньи.

К концу истории мы видим, как монстр сталкивается с матерью Тиньи лицом к лицу. Начинается потасовка, в результате которой мать ранит монстра и хочет добить его, но девочка закрывает «копию» собой. В итоге мать убивает дочь. Она в истерике, а в это время мы видим, что тварь не погибла вместе с Тиньей, став ее абсолютным подобием. Чудовище называет мать девочки своей матерью.

Истинное значение концовки

Использованные в фильме образы весьма очевидны. Монстр символизирует собой одиночество Тиньи и ее подавленный гнев. По сути, девочка и чудище – две части одного целого. Тинья – все то хорошее, что есть в ней, тварь же – все ее темные стороны. Не зря монстр занимает место погибшей хозяйки. Режиссер дает зрителю ясно понять: это мать виновата в том, что довела ситуацию до критической точки, наплевала на мужа, игнорировала детей и своими руками убила дочь. Теперь ей придется жить с этим.

romannn70
08 Апрель 2022

10 /1

  • 10.0000 из 10, голосов:1