«Аллея кошмаров» – это экранизация романа Уильяма Линдси Грешема 1946 года (в 1947 была снята первая киноадаптация). Будучи редактором криминального журнала, Грешем нередко черпал вдохновение из разговоров с бывшими циркачами. Его история полна узнаваемых персонажей (вроде хиромантов и фриков) и немалой порции жути. Строго говоря, фильм «Аллея кошмаров» не является ужасом, поскольку здесь нет ни монстров, ни сверхъестественного. Это – мрачный нуарный триллер, исследующий темную сторону человеческой натуры. Осторожно: присутствуют спойлеры!
Тайны темного прошлого Стэнтона Карлайла
Возможно, где-то на своем пути Карлайл мог бы изменить свою судьбу. Он предпринимал честные попытки в начале фильма, когда поджег дом, чтобы скрыть совершенное убийство. По мере того как разворачивается история грандиозного восхождения Стэнтона к славе, все, что мы знаем о нем – наличие отца-алкоголика и дорогие часы на руках, которые так жаждал носить его старик.
Как оказалось, темное прошлое Карлайла связано с тем, что он позволил своему отцу умереть. Заявляя, что он – слабый человек, отвергший свою мать, Стэнтон признается в собственных преступлениях доктору Риттер на сеансе психоанализа. Как ни странно, это преступление оказывается не самым худшим в его жизни. А началось все на карнавале, причем с самыми честными намерениями.
Шоу привидений: путь от скитальца до шоумена и обратно
Стэнтон Карлайл начал свою карнавальную карьеру, когда Бруно попросил его остаться и помочь с шоу в ночь с плохой погодой. Частью его обязанностей оказывается поиск ценного уродца, сбежавшего из цирка. Самыми яркими предупредительными «сигналами», намекающими Стэну о его судьбе, были слова Клема о том, как любого мужчину можно превратить во фрика (включая пристрастие к алкоголю и опиуму). В тот момент Стэнтон еще не пьет, помня об этой пагубной привычке отца.
Но наиболее важный совет главному герою дает его наставник Пит. Обучая его искусству ментализма, он предупреждает о том, что не стоит слишком глубоко «копать» и всегда давать публике понять, что его работа – развлечение, а не «шоу призраков». Не стоит притворяться ясновидящим, когда это не так. Люди могут пострадать.
Игнорируя все предупреждения и случайно убивая Пита, Стэнтон вместе с Молли покидает малую сцену. Прошло два года: теперь «Великий Стэнтон» вызывает у публики Буффало восторг. Именно в этот момент доктор Риттер глубоко вонзает в него свои «коготки», чрезмерно подпитывая его амбиции.
Стэнтон начинает исполнять свое «шоу призраков», приводя к гибели четырех человек, поверивших в его контакт с миром умерших. Эти смерти на совести главного героя. Карлайл теряет все, даже Молли, которая каким-то образом оставалась с ним до этих пор (даже после его измены с психоаналитиком). Сломленный, без цента в кармане, зависимый от алкоголя, любезно предоставленного доктором Риттер, Стэн превращается в отщепенца, которым и должен был закончить.
Истинное значение финала
Роман «Переулок кошмаров» был и остается по сегодня открытым и тщательным исследованием самых мерзких сторон человеческой натуры. Поскольку сюжет развивается через призму циркачей и менталистов, это также своего рода разоблачение карнавальной индустрии 40-х годов. «Аллея кошмаров» Дель Торо, как и первоисточник, весьма убедительно передает мрачные послания автора.
Факт того, что главный герой чересчур стремится к славе, считая, что это залечит его душевную травму, являет собой американскую мечту – особо острую тему для 30-40-х, когда люди боролись таким образом с депрессией и неизвестностью грядущей Второй мировой. Фильм демонстрирует иллюзорность американской мечты или ее способность отобрать в итоге все.
Финальная сцена в «Аллее кошмаров» глубоко трагична, поскольку Стэну предлагают «временную» работу выродка/фрика, задача которого – открывать шоу мерзким развлекательным номером, ловя цыплят и откусывая им головы (плата зачастую давалась алкоголем, потому что на такую работу нередко в 30-40-е шли именно алкоголики или наркоманы).
Жуткая работа на захудалом карнавале. Мрачно улыбаясь, как человек, который знает, что он проклят, главный герой соглашается, хотя знает, к чему это его приведет («Мистер, я был рожден для этого»). В работах дель Торо всегда все части в конце сходятся воедино. И эта сцена – кульминация множества предзнаменований на протяжении всего фильм. Концовка идеальна в поэтическом плане, пускай в реальности она была бы невероятно мрачна.
10 /2
Отзывы