Топ-5 киносимволов, неожиданно ставших реальностью

опубликована

Знакомые многим киносимволы иногда начинают жить собственной жизнью, становясь чем-то большим, чем просто элемент фильма. Когда они используются для самых разных целей в реальности, то приобретают немного другой оттенок. Порой мотивы использования киносимволов совсем невинны, порой – наоборот, но всегда это – неожиданно.

Приветствие из «Голодных игр» стало символом протеста в Юго-Восточной Азии

 

В серии фильмов «Голодные игры» жители Панема в знак солидарности и в качестве акта неповиновения перед угнетателями поднимают три пальца. Когда героиня Китнисс Эвердин показывает этот жест на телевидении, она усиливает движение сопротивления.

Приветствие из фильма обрело жизнь за пределами кинореальности. В 2014 году генерал Прают Чан-оха совершил в Таиланде военный переворот. Этот шаг вызвал осуждение в широких массах, особенно в студентской среде.

Чтобы показать свое несогласие с переворотом, как акт сопротивления протестующие использовали узнаваемый киносимвол – приветствие из трех пальцев. Одна из известных тайских активисток объяснила, что для них выбор символа был прост. Ведь он символизирует свободу от тирании, равенство, солидарность и заодно (в случае с тайцами), своеобразное обращение к действующему президенту.

Кстати, тайцы – не единственные, кто использовал киносимвол. В Мьянме на фоне государственного переворота активисты также воспользовались узнаваемым приветственным жестом из «Голодных игр».

Черные активисты, спортсмены и государственные деятели приняли приветствие «Ваканда навсегда» из «Черной пантеры»

 

После выхода в 2018 году фильма «Черная пантера» студия Марвел была объявлена «новаторским праздником черной культуры». Действие киноленты разворачивается в Ваканде – вымышленном африканском королевстве. У жителей этого государства есть патриотический жест, показывающий любовь и верность родине – скрещенные руки на груди (левая сверху). Почему именно этот знак? По словам режиссера, это – ассоциация с египетскими и западноафроиканскими символами власти.

Вакандское приветствие зажило собственной жизнью, выйдя за пределы фильма после того, как его использовали черные активисты в качестве демонстрации солидарности и силы афроамериканского сообщества. Этот жест также подхватили чернокожие спортсмены. К примеру, теннисистка Сачия Викери скрестила руки на груди в приветственном жесте Ваканды после своей победы.

Женщины надели фирменное красное платье и белую шляпу из «Рассказа служанки» в знак протеста против ограничений репродуктивных прав

 

«Расскаж служанки» – антиутопия, созданная писательницей Маргарет Этвуд и получившая невероятно успешную киноадаптацию. Тоталитарная теократия, в которой царит патриархат, бесплодие и есть «служанки» – фертильные женщины, функция которых сводится к одному – рождению детей. Несчастные отданы в элитные семьи, чтобы рожать детей вместо жен. О положении служанки напоминает красное платье и закрытая белая шляпа.

Художник по костюмам Натали Бронфман вспоминала, что ограничивающие свободу передвижений костюмы были созданы специально: «Это было жутковато. Плащи для Служанок, на спине у них большие меховые защелкивающиеся крючки. Стоит их закрыть и нет выбора, кроме как смотреть в пол. Жутко это видеть. Это мощно». То же можно сказать и о шляпах, которые не только ограничивают обзор, но и слегка оглушают.

Эти костюмы нашли живой отклик как у зрителей, так и у активистов. Женщины, борющиеся за свои репродуктивные права, взаправду носили костюмы Служанок на протестах во многих странах, борясь таким образом за свое право на телесную автономию и заявляя, что они не «сосуды и инкубаторы».

Анонимные протестующие на Уолл-стрит носили маску Гая Фокса из фильма «V означает вендетта» в знак протеста против властей

 

«V значит Вендетта» (2006) – адаптация романа Алана Мура, где Соединенное Королевство – тоталитарное государство. Но главный герой предпринимает акты сопротивления и бросает вызов власти. Чтобы скрыть свою личность, он надевает маску Гая Фокса. Гай Фокс – историческая личность. Один из заговорщиков, которые хотели взорвать парламент в 1605 году, дабы положить конец преследованиям католиков.

Маска Гая Фокса из фильма получила невероятное распространение и в реальной жизни. Члены движения Anonymous – группа активистов и хакеров, нацеленных на правительства, использовали маски для скрытия своей личности во время протестов 2008 года после финансовой катастрофы. Они назвали маску Фокса «международным символом бунта и анонимности».

Череп Карателя из "Карателя" стал центром споров, когда его приняли на вооружение некоторые полицейские и военнослужащие

 

Каратель – персонаж фильма, берущий правосудие в свои руки после убийства своей семьи. У него даже был свой логотип – череп. С момента выхода киноленты у Карателя появилась масса поклонников. Тем не менее немало людей встревожилось, когда некоторые представители вооруженных сил, оказались связаны с жестоким посланием карателя.

В их числе морской котик Крис Кайл (чьи мемуары «Американский снайпер» были экранизированы Клинтом Исвудом), заявивший, что «то, что сделал Каратель, было круто. Он исправлял ошибки. Он убивал плохих парней. Он заставлял преступников бояться его. Мы нарисовали череп Карателя на наших хаммерах и бронежилетах… шлемах…оружии…Нанесли его на каждое здание или стену, какие только могли. Мы хотели, чтобы люди знали: мы здесь, и мы тебя поимеем.».

Кстати, во время протестов движения Black Lives Matter ряд полицейских использовали череп Карателя. Воспевание Карателя силовиками возмущает создателя персонажа Джерри Конвея: «Каратель демонстрирует неспособность закона и порядка решать проблемы людей, которые чувствуют себя брошенными правовой системой. Мне всегда казалось глупым и ироничным, что сотрудники полиции принимают то, что по сути своей является преступным символом.

Активисты, требующие от британского правительства отчитаться за трагедию в Гренфелле, были вдохновлены «Тремя билбордами за пределами Эббинга, штат Миссури»

 

14 июня 2017 года в страшном пожаре сгорела лондонская башня Гренфелл. Трагедию назвали «самым смертоносным пожаром… в британском жилом доме со времен Второй мировой войны». В общей сложности погибло 72 человека, включая новорожденного ребенка. Спустя годы после катастрофы никто не был привлечен к ответственности за случившееся.

Активисты взяли дело в свои руки. Вспомнив фильм «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури», по сюжету которого мать пропавшей девушки-подростка купила рекламное место на трех местных билбордах, чтобы оказать давление на бездействующее полицейское управление. То же самое сделали в Лондоне: на красном фоне написали: «71 человек погиб. И все еще нет арестов. Как так?»

В интервью The Guardian одна из активисток движения объяснила причину протеста: «Спустя восемь месяцев после трагедии… катастрофа исчезает из общественного сознания. Ключевые вопросы игнорируются, мало что предпринято, и наше сообщество все еще остается травмированным и скорбящим. Это послужило катализатором…чем больше вы будете держать дело на виду у общественности, тем больше у нас шансов на его раскрытие».

 

romannn70
14 Апрель 2021

0 /0

  • Еще никто не голосовал