Разрыв

Разрыв (1970)

La rupture

Избавит Господь души рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет (Пс.33.23;)

Интересное, глубокое, в какой-то мере, неожиданное для меня кино. За семейно-социальной драмой, с элементами триллера, скрывается ещё и притча, с явными евангельскими аллюзиями. "Избавит Господь души рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет" (Пс.33.23;).
Бракоразводный процесс, где с одной стороны чистая и порядочная женщина, а с другой наркоман, выживший из ума. “Ни один суд не отдаст ребёнка такому человеку как ваш муж”, говорит её адвокат. – “У них очень, очень большие деньги”. Муж, в данном случае, фактически за кадром. Он жертва воспитания своих родителей. Отец мужа - Людовик Ренье, вот настоящий дьявол в этом противостоянии добра и зла. Бескомпромиссное, воплощённое зло, способное втоптать в грязь и уничтожить что угодно. Приходилось быть свидетелем подобного развода. Глядя на таких людей, для которых, как им кажется и существует мир, а все остальные – бульон питательный, испытываешь к ним жалость. Но, они чрезвычайно опасны, так как способны на любую гнусность, для достижения своих целей. В конкретном случае – отнять ребёнка у матери.
Элен Ренье – просто ангел. Заботливая, чуткая, незлобивая, искренняя женщина. Она и развода-то не хотела, и мужа любит по-прежнему. Но, он стал представлять опасность для их сына Мишеля. Это трезвое решение с её стороны. "...итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф.10.16;).
Мсье Тома – вот “герой”, который заслуживает особого внимания. Человек, вступающий в сделку с дьяволом, ради земных благ. Продана душа за 30 сребреников. Обличаемый и сжигаемый своей совестью, он всё дальше и дальше удаляется от возможности покаяния. Прекрасно видя и осознавая, что он покусился вывалять в грязи непорочную чистоту, он идёт к этому осознанно. Яркая картина гибели человеческой души, отвергающей реальность посмертного воздаяния.
И, наконец, второстепенные персонажи. Как правило, это люди которые хотели бы в смертельной битве добра со злом, занять нейтральные позиции. Увы, так не бывает. Но, если причастность к добру, требует нравственных усилий, то соучастником во зле, человек становится “автоматически”. В фильме нет ни слова о Боге, вере, Церкви, но на мой взгляд, он именно о том, что человек созданный по образу Божию ("И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их") (Быт.1.27;) может уподобиться Ему, а может стать бесом. Свобода нравственного выбора – высочайшая ценность и величайшая ответственность.
Фильм зрелый, с грамотно расставленными акцентами, тщательно проработанным сценарием и замечательным актёрским ансамблем. А Стефан Одран, просто великолепна. Браво Шаброль.

10 из 10

13 Янв. 2014 07:16

Прямая ссылка

Просмотреть все рецензии Abu Salama

  • 12 image
  • 5 image

Вернуться к фильму