Тринадцатый этаж

Тринадцатый этаж (1999)

The thirteenth floor

Почему он остался в тени?

Невозможно уйти от сравнения этих двух фильмов. Тринадцатый этаж и Матрица.
Они появились в прокате с разницей в две недели. Они сняты на одну тему, о нереальности реальности и реальности нереальности. Оба фильма пытаются дать ответ на риторические вопросы о том, кто мы?, зачем мы?, и как все-таки устроена на самом деле наша казалось бы реальная жизнь. Да, фильмы очень похожи. Но почему же тогда один стал культовым, о нем знают и его смотрели абсолютно все удивлялись необычайности и новизне ( на тот момент ) идеи. А второй остался в тени, прошел незаметно, оставив едва уловимый след. Давайте же сравним два этих фильма.
На мой взгляд, у Матрицы лишь одно преимущество- оно же является главным недостатком: огромное количество спецэффектов, которое на определенном этапе вытесняет из фильма всю смысловую нагрузку, заменяя ее нереальными полетами, умопомрачительными драками и погонями, превращая серьезное кино в компьютерный экшн. И можно снять еще десяток серий. И всем будет наплевать на содержание, главное выглядит эффектно…
«Тринадцатый этаж»- это полная противоположность формы. Тут главное содержание, которое захватывает с самого начала и держит до конца. Здесь нет выдающихся спецэффектов. Да их тут вообще нет. Они здесь представлены в альтернативном виде: за счет смены декораций. Действие происходит в трех разных временных отрезках: Нью-Йорк 1937 года, 1999 года и маленький кусочек 2024 года. И не один из них не выпадает. Переходы сделаны четко и очень органично ( без бредового ухода из программы через телефонную трубку).
В отличии от Матрицы, в Тринадцатом этаже четко, логично и без ляпов показана и обоснована модель нереальных миров. Да и она более близка для осознания и понимания. И тем не менее вгоняет в ступор. Честно, в определенный момент, я даже начал себя ощупывать- я ли это, тут ли я еще. А вот Матрица, со своей идеей о восстании машин пусть тусуется с Терминатором.
Также очень важно то, что изложение риторических вопросов о устройстве нашего мира (ну или не нашего- их виртуального ) ведется исподволь, постепенно проступая из хода событий. И лишь в конце ты понимаешь что же тебе хотели сказать. Ну да, в отличии от Матрицы, где в первые полчаса рассказывают все, а потом 2,5 фильма показывают кунг-фу.
И последнее. Игра актеров. Для такого рода фильмов ( где важны эмоции, чувства и переживания героев) это главное. И тут тоже Тринадцатый этаж обогнал Матрицу. Тут я поверил актерам. Мне было интересно смотреть за ними, я за них переживал. И в конце, когда все закончилось хэппи- эндом, я радовался за них как за реальных людей.
В итоге: Тринадцатый этаж- 5++++. По всем статьям. Смотрите обязательно. В нашей реальности таких отличных фильмов очень мало.

30 Ноя. 2010 09:14

Прямая ссылка

Просмотреть все рецензии Чеширский_кот

  • 4 image
  • 0 image

Вернуться к фильму