Роман Полански

Roman Polanski

  • Дата и место рождения
  • Знак зодиака
  • Рост
  • Семья
  • 18 Авг. 1933 Париж, Франция
  • ♌ Лев
  • 1.65 м
  • Барбара Ласс (развод)
    Шэрон Тейт (умерла)
    Эмманюэль Сенье (двое детей)
  • Настоящее имя — Раймунд Роман Либлинг (Rajmund Roman Liebling).
  • Роман Полански обвинялся в изнасиловании тринадцатилетней девочки. После признания его виновным он бежал из США во Францию.
  • Во время войны в восьмилетнем возрасте потерял мать, погибшую в концлагере. Туда же был заключён его отец, а будущий режиссёр успел вырваться из краковского гетто перед самым его погромом и скитался по деревням, где ему иногда удавалось найти убежище в католических семьях.
  • В конце войны Роман вернулся в Краков, работал уличным продавцом газет, а …

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Биография

  • Настоящее имя — Раймунд Роман Либлинг (Rajmund Roman Liebling).
  • Роман Полански обвинялся в изнасиловании тринадцатилетней девочки. После признания его виновным он бежал из США во Францию.
  • Во время войны в восьмилетнем возрасте потерял мать, погибшую в концлагере. Туда же был заключён его отец, а будущий режиссёр успел вырваться из краковского гетто перед самым его погромом и скитался по деревням, где ему иногда удавалось найти убежище в католических семьях.
  • В конце войны Роман вернулся в Краков, работал уличным продавцом газет, а остаток времени посвящал ранней страсти — киномании: у него сформировалась привычка смотреть минимум по фильму в день.
  • В 14 лет получил главную роль в польской версии театральной постановки пьесы «Сын полка». На главную роль был отобран среди 87 претендентов и утвержден автором пьесы Валентином Катаевым.
  • В 1969 году беременная жена Полански Шарон Тейт и несколько ее друзей были убиты членами группировки Чарльза Мэнсона. После этой трагедии глубоко потрясенный режиссер переехал в Европу, где продолжил снимать кино.

Основные темы

  • Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках.
  • Многие из его картин (особенно «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.
  • Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок.

Зло у Поланского может принимать самые разные формы:

  • Психические: медовый месяц оборачивается чередой унизительных издевательств со стороны неверной жены и невесть откуда взявшегося громилы («Тупик»), у психопатки наподобие хичкоковской Марни прикосновение любого мужчины пробуждает травматическое воспоминание о приставаниях со стороны отца («Отвращение»), эмигрант-неудачник ощущает себя не только кастрированным, но и буквально превращающимся в женщину («Жилец»).
  • Мистические: молодой человек подвергается сексуальным домогательствам со стороны вставших из могилы упырей («Бал вампиров»), беспринципный букинист неведомо для себя оказывается в постели с дьяволом («Девятые врата»), а на голом теле девушки, воспитанной у монашек, сатана вершит чёрную мессу («Ребёнок Розмари»).
  • Социально-политические: рафинированный еврейский интеллигент попадает в облаву озверевших нацистов («Пианист»), незадачливый писатель-инженю проводит ночь в постели с агенткой ЦРУ, инспирировавшей преступления мирового масштаба («Призрак»), наивный ребёнок благородных кровей оказывается вовлечён в шайку циничных воров («Оливер Твист»).

Влияние

  • Полански принадлежит к числу самых влиятельных кинематографистов послевоенного времени. Например, его лента «Ребёнок Розмари» (1969) породила моду 1970-х на мистические фильмы ужасов («Изгоняющий дьявола», «Омен», «Сияние»). «Отвращение» стало ориентиром для адептов сюрреалистической образности и тонко психологизированных концовок. «Китайский квартал» предвосхитил расцвет жанра неонуар в 1990-е годы. Фильм братьев Коэнов «Бартон Финк» (которому каннское жюри во главе с Поланским присудило «Золотую пальмовую ветвь») по признанию его создателей, — оммаж в честь Поланского времён «комнатной трилогии». И если Лодзь формировал абсурдизм молодого Поланского, то присудивший режиссёру Золотую пальмовую ветвь («Пианист», 2002) Дэвид Линч в весьма зрелом возрасте отдал должное этому городу, сняв здесь свою «Внутреннюю империю» (2006).

Детство

  • Роман Полански родился во Франции, в Париже, 18 августа 1933 года в еврейской семье. У него была старшая сестра Анета от первого брака матери. Когда ему было три года, его родители вернулись в Польшу и поселились в Кракове (где жила семья отца). Во время немецкой оккупации они были интернированы в Краковское гетто. Его мать, Була Либлинг (урождённая Кац-Предборска), погибла в Белжеце, а его отцу, Рышарду (Мойзешу) Либлингу (1903—1984), удалось выжить в Плачуве и Маутхаузене. После ликвидации краковского гетто до конца войны мальчика по договорённости с его отцом укрывала польская семья. Он вспоминает, что нацисты использовали его как мишень на стрельбах. Пережив Вторую мировую войну и уцелев в краковском гетто, Полански нашёл себя в искусстве. В 1945 году он сумел отыскать отца, который направил его учиться в техническую школу, однако вскоре Роман начинает работать на детском телевидении, играет в радиопостановках и в театре: исполняет главную роль в постановке популярной повести Валентина Катаева «Сын полка» (1948, Варшавский театр юного зрителя). Связать свою жизнь с кино Роман решил после просмотра английского фильма «Выбывший из игры», который произвёл на него сильнейшее впечатление.

Польский период

  • Молодость Романа Поланского пришлась на социалистический период в истории Польши. В 1953 году двадцатилетний актёр впервые снимается в кино; в 1955 году получает роль в фильме «Поколение» Анджея Вайды, — Вайда помогает поступить в Киношколу в Лодзи.
  • Одной из режиссёрских работ Поланского была короткометражка «Убийство» (1957): некто заходит в комнату и убивает спящего человека. Фильм ужасов длился две минуты. Другой его студенческий фильм «Двое мужчин со шкафом» (1958) получил 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. Полански окончил киношколу в Лодзи в 1959 году.
  • В 1959 году Полански женился на актрисе Барбаре Квятковской, с которой прожил в браке до 1962 года. В том же году Полански снял свой первый полнометражный фильм «Нож в воде», прохладно принятый в ПНР, но произведший сенсацию на иностранных фестивалях и номинировашийся на «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Англо-американский период

  • После съёмок фильма Полански переехал во Францию, где познакомился с Жераром Браком. Вместе они написали сценарии фильмов «Отвращение» (получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале) и «Тупик» (получил «Золотого медведя»). Эти два фильма были сняты в Англии, где режиссёр жил с 1964 по 1968 годы.
  • В 1968 году, после женитьбы на американской актрисе Шэрон Тейт, которую он встретил на съёмках своего первого цветного фильма «Бесстрашные охотники на вампиров», он перебрался в США. Дебютировал в Голливуде картиной «Ребёнок Розмари» (1968), ставшей заметной вехой в истории кинематографа. Главную роль в фильме сыграла Миа Фэрроу.
  • Успех Поланского в Голливуде был омрачён убийством его беременной жены Шэрон и троих друзей в 1969 году членами группировки Чарльза Мэнсона. После убийства Полански на несколько лет уехал в Европу. Эта трагедия сильно повлияла на всё его дальнейшее творчество.
  • В 1974 году Полански возвращается в США, где снимает фильм по сценарию Роберта Тауна «Китайский квартал», в котором главные роли исполнили Джек Николсон и Фэй Данауэй. Фильм удостоился «Золотого глобуса» за режиссуру и был выдвинут на «Оскар» в 11 номинациях (почти во всех номинациях его обыграл «Крёстный отец 2»).

Уголовное преследование

  • В 1977 году Полански был обвинён в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. Фотомодель Геймер, которую Полански пригласил якобы для съёмки для французского издания Vogue, вспоминала, что Полански дал ей шампанское и наркотик «Кваалюд» (метаквалон), после чего принудил её к оральному и анальному сексу. После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виновным в сексуальных отношениях с малолетней, чтобы посредством соглашения о признании вины смягчить обвинения, поскольку первоначально он обвинялся в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с использованием алкоголя и наркотических веществ. До вынесения приговора и по условию соглашения между прокуратурой и адвокатами режиссёра Полански согласился на прохождение психиатрического обследования в течение трёх месяцев в госпитале для преступников при калифорнийской тюрьме города Чино. По возвращении из тюрьмы Полански был уведомлён адвокатом, что судья, рассматривавший его дело, сообщил ему, что он изменил свою позицию и не намерен соглашаться с рекомендацией прокуратуры о вынесении Полански условного приговора без лишения свободы. Это стало нарушением договора, достигнутого адвокатами режиссёра с прокуратурой и ранее одобренного этим же судьёй, и 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, Полански бежал из США в Великобританию (в Лондон). А затем, чтобы избежать экстрадиции, — во Францию, жил он также на территории Швейцарии и Польши.
  • Впоследствии в печати всплыли и другие обвинения. Например, британская актриса Шарлотта Льюис заявила, что режиссёр силой овладел ею в парижском доме во время съёмок фильма «Пираты» в 1983 году, когда ей было 16 лет.
  • В мае 2018 года Киноакадемия США исключила Полански из своих рядов. В апреле 2019 года адвокат режиссера подал ходатайство о восстановлении статуса Полански в американской Киноакадемии.

Французский период

  • Последующие фильмы режиссёр снимал в Европе, преимущественно во Франции.
  • В 1979 году вышла картина «Тэсс», за которую в 1981 году Полански был номинирован на «Оскар», а также получил премию «Сезар». Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тейт. Исполнительница главной роли немецкая актриса Настасья Кински стала любовницей Полански в 15 лет. Ранее, в 1976 году она снялась в фотосессии для французского журнала «Vogue», приглашённым редактором которого был Полански.
  • В 1989 году третьей по счёту женой Поланского стала французская актриса и модель Эмманюэль Сенье; она родила ему двоих детей — дочь Моргану и сына Элвиса. Полански снял её в своих фильмах «Неистовый», «Девятые врата», «Горькая луна» и «Венера в мехах», «Основано на реальных событиях», «Офицер и шпион».
  • В 1999 году Роман Полански снял мистический триллер «Девятые врата», в котором главную роль сыграл Джонни Депп.
  • В 2002 году режиссёр обратился к лично выстраданной теме Холокоста, — снял фильм «Пианист». Жюри во главе с Дэвидом Линчем присудило картине «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, а сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль.
  • В феврале 2020 года был удостоен двух премий «Сезар» за лучшую режиссуру и за лучший адаптированный сценарий (фильм «Офицер и шпион»).

Решения по экстрадиции в Швейцарии и Польше

  • В сентябре 2009 года Роман Полански прибыл в Швейцарию, чтобы получить награду за свою режиссёрскую деятельность. Организаторы кинофестиваля в Цюрихе заявили, что кинорежиссёр 26 сентября 2009 года был арестован полицией по ордеру, выданному в США и датированному 1978 годом, а также на основании международного ордера на арест 2005 года. Поскольку Полански признал вину и скрылся от суда, согласно американским законам, принцип давности на него не распространяется.
  • Министр культуры Франции Фредерик Миттеран заявил, что поражён арестом Полански. В коммюнике министерства говорилось, что Миттеран сожалеет об аресте режиссёра и французский министр «с изумлением узнал о действиях против Романа Полански — кинорежиссёра с мировым именем и французского гражданина, который задержан в Швейцарии», — сообщалось в документе.
  • Несколько десятков известных кинематографистов подписали обращение в поддержку Полански. В их числе Вуди Аллен, Дэвид Линч, Мартин Скорсезе, Вим Вендерс, Даррен Аронофски, Терри Гиллиам, Педро Альмодовар и др. Известные актрисы Фанни Ардан и Моника Беллуччи тоже выразили своё сожаление по поводу ареста Полански.
  • Главы внешнеполитических ведомств Франции и Польши заявили, что намерены обратиться к президенту США Бараку Обаме с тем, чтобы тот помиловал Полански и закрыл уголовное дело в отношении него. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер отказался помиловать режиссёра[30]. Апелляционный суд Лос-Анджелеса также отказался закрыть дело Полански.
  • Во время нахождения режиссёра под арестом на Берлинском кинофестивале состоялась премьера его нового фильма «Призрак»; фильм был удостоен «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. 12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали американскому правительству в экстрадиции Полански в США и освободили режиссёра из-под домашнего ареста.
  • 30 октября 2014 года заместитель министра иностранных дел Польши Рафал Тшасковский заявил, что Польша не видит оснований для задержания Романа Полански и передачи его властям США.
  • В октябре 2015 года польский суд (как ранее и суды других европейских государств) отказался экстрадировать Полански в США. Судами принималось во внимание, что сама потерпевшая, став взрослой, неоднократно подтверждала, что не имеет претензий к режиссёру.

Фотографии

Награды и кинопремии

image
Оскар 2003

Лучший режиссер в фильме Пианист

image
BAFTA 2003

Лучший режиссер в фильме Пианист

image
European Film Award 2010

Лучший режиссер в фильме Призрак

image
European Film Award 1999

Приз за выдающиеся достижения в мировом кино в фильме Девятые врата

image
Сезар 2020

Лучший режиссер в фильме Офицер и шпион

image
Сезар 2011

Лучший режиссер в фильме Призрак

Номинации:

image
European Film Award 2002

Лучший режиссер в фильме Пианист

Награды и кинопремии

Номинации

Номинации