image

Желание по имени Анада (1970)

Touha zvaná Anada

этот Фильм рекомендуют
5 рекомендуют
Сюжет фильма разворачивается в 20-ых годах прошлого века на берегах Дуная, между Словакией и Венгрией. Рыбак Янош, живший до тех пор в гармонии с семьёй и окружающей природой, в один прекрасный день вылавливает из реки утопленницу. Откачав её, жена рыбака … Ещё

Популярные отзывы

0
0

Фильм провисел у меня на диске год, прежде чем я его посмотрел. Как обычный зритель, не имеющий отношения к миру киноискусства, а лишь скромно считающий себя ценителем хорошего кино, могу сказать, что фильм довольно тяжёл для просмотра. Очень вязкий, скупой на эмоции и события... Артхаус, сюрр и религиозный аскетизм - всё переплелось здесь воедино. Мне он дался с большИм трудом - именно его просмотр, а не восприятие сути происходящего... Соглашусь с предыдущими комментариями про "падение души" - совершение греха ожидал с самого начала фильма, только не мог понять, что же именно натворит или уже натворил главный герой... Во время просмотра возникли параллели с несколькими картинами, просмотренными ранее - одна мысль похожа на это, другая - на то... В целом же, касаемо исполнения картины, мне кажется, эта работа больше всего напоминает наивеликолепнейшую "Простую формальность" Торнаторе, но "...Анаду" так же высоко оценить не могу - не тот уровень... Не могу не сказать про актрису - ух, как хороша! - черты лица как прорисованные... Рекомендовать это кино никому не стоит - фильм на любителя и на ценителя, каждый посмотрит по желанию и поймёт по-своему. Я же с оценкой затрудняюсь, да может оно и ни к чему...

0
1

Этот фильм никогда не будет достаточным понять, его можно только прочувствовать, и лишь тогда зритель получает возможность окунуться в желание по имени Анада как в свое собственное. И вынести на берег реки свой личный перессказ о наваждении, что смерти сродни.
Картина - выразительная притча с тонкими этническими мотивами и глубинным символизмом. Иносказательность здесь как кружевная кайма; смотришь сквозь и узоров несчесть. От того, нет и единой интерпретации последствий, вернее они читаются между строк, но причина наказания ясна как божий день. И именно о ней, так полно и мощно повествуется в "Желании по имени Анада". По сути нам показали падение души. Но души, которая осознает свое падение. От того и яростнее сопротивление, и болезненнее, - это не простое не видел/не знал/оступился.
"Желание по имени Анада" - ладная и простая в исполнении картина, без излишнего пафоса, присущего многим современным притчам, обошла ее стороной замудренность, нет диалоговой перегруженности, вот только мучительная рефлексия по утраченному душевному равновесию, словно фантомные боли.
Удивительно как вторит внутреннему миру главного героя - внешний : опустошенный, безжизненный, практически бесцветный; словно краски жизни растворилось в кипящем, адском котле сумасшедшего желания.
У фильма нет четкого временного ритма, грех стер все границы восприятия. Нет ответа, когда же произошла эта история с героем? И произошла ли уже? Может это сон? Может это горячечный бред? Жив он или мертв?
У девушки, что выловил, спасая из реки Янош, странное, редкое имя, такие не встречались ему раньше - ни девушки, ни имена. Олицетворение греха? Демон в женском и прекрасном обличии? Или просто чужестранка, случайно встреченная на перекрестке судеб?
А случайны ли случайности?
И эпитеты в ее честь, что : "Девушка, как пар, как дым...", только навевают мысли о ирреальной ее сущности. А была ли Анада?
Мертвая и холодная, мраморная богиня, оживленная дыханием и заботой жены, даже и не допускающей в своей святой простоте и мысли грешной.
Как удачен выбор обеих женщин : земная красота Зузки, жены Яноша, белокурой, уютной, работящей и космическое великолепие Анады, буквально ослепляющей видом своего откровенного в желаниях тела, глаз, бесстыже взирающих на мужское смущение, слов, редких, но настолько могущественных в своей прямоте, что ими можно складывать жертвенный алтарь хрупкой мужской невинности.
И вот перед нами полностью коленопреклоненный Янош, и зритель, должен познать весь путь, который он прошел. Фильм притча о том, как мягко проникает в душу грех, бывает и под видом милосердия, как пускает там свои червивые корни, родит гнилое семя в мыслях и дают те мысли, черные в делах всходы. Изъеденный изнутри грехом человек словно притягивает в свою жизнь и жизнь близких горе и проклятие, кроме того, что и сам плодит теперь другие разрушительные чувства. Не даром параллельно с событиями его грехопадения и развивается сюжетная линия с внезапной болезнью жены Яноша. Словно мужнее отступление высасывает жизненные соки на каком-то ином, невидимом человеческому глазу, духовном уровне. Там где и выносится решение после очередного выбора света или тьмы.
Вот здесь и происходит самое интересное, необъяснимое, невероятное, что превращает картину в уникальное по-своему отражение духовного мира человека, познавшего страшный грех. В последней сцене скрыт тот самый сакральный смысл, от которого мурашки по коже.
Неповторимая картина, такие просто так не забываются, если уж в душу запали и оставили свой след. А ее глубинная смысловая сторона достойна отдельного восторженного эпитета.
Но рекомендовать такие фильмы кому-либо крайне сложно, слишком специфична подача.
Но на мой взгляд ее внешняя и внутренняя форма - находятся в совершенной гармонии.

Осторожно - спойлер!
Ром, ну вот видишь созрела. Всего-то не прошло и года!))))
Вообще всегда по-доброму поражаюсь упорядоченности твоих отзывов, никакого тебе хаоса и запоздалого всплеска эмоций. Мне так не жить))))
Сенькаю Ром за рекомендацию в свое время

Создатели

Экранизация по произведению

Режиссеры

В ролях

Продюсеры

Сценаристы

Оператор

Композитор

Художники

Монтаж

Рецензии

Abu Salama

24.08.2014

Мистическая головоломка или история грехопадения?

В высшей степени оригинальная, захватывающая картина. Последняя совместная работа режиссёрского тандема Ян Кадар — Эльмар Клос, которая начинала создаваться в последние дни пражской весны, с участием американской кинокомпании и иностранных актёров. Однако в 1969г. Кадар эмигрировал, а Клос самостоятельно закончил фильм, после чего ему было запрещено работать в кинематографии.

Эта история о том, как в мирную жизнь рыбака Яноша, живущего с женой, сыном и тестем на хуторе, приходит искушение. Другой вариант перевода звучит как "Наваждение по имени Анада". Однажды Янош вылавливает в реке утопленницу, которая оказывается ещё жива. Это девушка, которая невероятно красива и молода, она не их круга, более утончённа, и рыбак сразу чувствует в ней опасность. Опасность духовную, поскольку внезапно вспыхнувший огонь страсти, в сердце Яноша, готов перерасти в геенский пламень, сжигающий не только тело, но и душу. Откачав и накормив незнакомку, он собирается отправить её восвояси. Однако Зузка, жена рыбака, по простоте душевной, не чувствуя беды, уговаривает мужа оставить её. Мол, их с сыном часто нет, а ей не будет так скучно. Глубинный смысл фильма перекликается со святоотеческим учением о борьбе с грехом, который зарождается в мысли, а далее проходит несколько этапов до совершения его делом. Легче всего побороть грех в зародыше, пока он не обрёл силу, и не помрачил разум. Однако, Янош упускает этот момент. Анада остаётся в доме. Когда огонь находится рядом с соломой, пожар неизбежен.

Авторы используют очень неординарный способ повествования. Мы видим всё как-бы с конца. Жена Яноша смертельно больна, он привозит из города и готовит лекарство, в этот момент крик тестя оповещает о том, что Анада бросилась в реку. Далее повествовательная линия разрывается на обрывочные фрагменты, между которыми Янош беседует со странной троицей у костра. Невозможно понять кто эти трое. И беседы носят очень необычный характер. Идёт как-бы восстановление, не просто последовательности событий, приведших к трагедии, это похоже то ли на суд, то ли на препирательство с совестью. Он то яростно спорит, то оправдывается, то пытается убедить своих странных собеседников. А может мы уже за границами реального мира? Трудно понять, где эта граница. Что это, сон, явь или бред? Кто здесь жив, а кто мёртв, не разобрать. В этой сюрреалистичной трагедии, покрытой мистическим шармом, все пазлы сложатся только в конце. По своей структуре, с некой долей условности, фильм можно сравнить с линчевским «Малхолланд Драйвом», однако в данном случае, мы имеем не просто логическую игрушку-конструктор, которую к финалу должны собрать. Перед нами кусочки мозаики, сложив которые, помимо интеллектуального удовольствия, смотрящий почерпнёт глубокий смысл и назидание. Поэтому я ставлю данное кино, на порядок выше произведений Линча. Нет ни малейшего провисания, внутренняя динамика повествования, захватывает и не отпускает. А по окончании, хочется тут-же пересмотреть снова, чтобы закрепить в сознании малейшие детали. Смысловая идея, отчасти, перекликается с «Джульеттой и духами» Феллини, а манера подачи, с «Простой формальностью» Торнаторе и «Однажды вечером, поезд» Дельво.

Совершенно незаслуженно забытый, и почти неведомый шедевр.

10 из 10

Сюжет фильма разворачивается в 20-ых годах прошлого века на берегах Дуная, между Словакией и Венгрией. Рыбак Янош, живший до тех пор в гармонии с семьёй и окружающей природой, в один прекрасный день вылавливает из реки утопленницу. Откачав её, жена рыбака Зузка хочет оставить юную деву с неслыханным в тех краях именем Анада жить в их доме — то ли из жалости, то ли чтобы не сидеть целый день одной. Янош как раз против — видимо, уже тогда понимая, куда это может завести, но жена просит, а он любит свою жену…

Кадры из фильма

Интересные факты:

Последним совместным творческим произведением режиссерской пары Ян Кадар - Эльмар Клос была картина "Анада".
Фильм возник как большое чехословацко-американское сотрудничество с участием ряда иностранных актеров и значительно отклонился от основной линии творчества этой пары. Удивил и сам выбор темы: вместо типичной общественно-критической темы авторы сосредоточились на поэтической балладе, источником которой был роман венгерского писателя Лайоша Зилаги "Что-то несет вода". "Когда политика в Чехословакии стала более свободной, мы, кто до тех пор делали фильмы строго политические, часто критические, теперь обратили наше внимание на этические и человеческие проблемы. Потому что все политические фильмы стали старомодными и их актуальность была потеряна," - заметил позже Ян Кадар. Осуществление большого международного проекта, рабочее название которого было "Горсть, полная воды", прервало вторжение войск в Чехословакию в августе 1968 года. После того, как Кадар осенью 1969 г. эмигрировал, картину самостоятельно закончил Эльмар Клос, которому по окончании картины (1970 г.) было запрещено работать в кинематографии. Он стал работать на должности инженера (что-то вроде техники безопасности - данные неточны) в строительстве. И лишь в 1990 г. смог вернуться в кинематограф и стал работать в FAMU - Filmova a Televizni Fakulta Akademie Muzickych Umeni v Praze.

Новости



новостей пока нет

Похожие Фильмы

Loading...

Отзывы

0
0

Фильм провисел у меня на диске год, прежде чем я его посмотрел. Как обычный зритель, не имеющий отношения к миру киноискусства, а лишь скромно считающий себя ценителем хорошего кино, могу сказать, что фильм довольно тяжёл для просмотра. Очень вязкий, скупой на эмоции и события... Артхаус, сюрр и религиозный аскетизм - всё переплелось здесь воедино. Мне он дался с большИм трудом - именно его просмотр, а не восприятие сути происходящего... Соглашусь с предыдущими комментариями про "падение души" - совершение греха ожидал с самого начала фильма, только не мог понять, что же именно натворит или уже натворил главный герой... Во время просмотра возникли параллели с несколькими картинами, просмотренными ранее - одна мысль похожа на это, другая - на то... В целом же, касаемо исполнения картины, мне кажется, эта работа больше всего напоминает наивеликолепнейшую "Простую формальность" Торнаторе, но "...Анаду" так же высоко оценить не могу - не тот уровень... Не могу не сказать про актрису - ух, как хороша! - черты лица как прорисованные... Рекомендовать это кино никому не стоит - фильм на любителя и на ценителя, каждый посмотрит по желанию и поймёт по-своему. Я же с оценкой затрудняюсь, да может оно и ни к чему...

0
0

Хорош фильм, хорош. в коллекцию.

0
0

Если бы не рецензия, я бы наверняка прошла мимо этого фильма, а так…
Дельво? Мне "Анада" напомнила, скорее, его "Красавицу" в контексте притчевой поэтики. По внешним типажам, эмоциям – Эмиля Лотяну и "Табор уходит в небо". А по внутренним метаниям персонажей, элементам гуцульской обрядовости, точно ненароком вплетённым в ткань повествования, – фильм с Иваном Миколайчуком "Тени забытых предков". Даже образы милой, родной Марички и плотски притягательной и ненасытной Палагны словно переплелись с Зуской и Анадой.
Спасибо за картину и этот толчок к поиску параллелей и размышлениям.

0
0

Δ¿Δ пишет:
Осторожно - спойлер!
Ром, ну вот видишь созрела. Всего-то не прошло и года!))))
Вообще всегда по-доброму поражаюсь упорядоченности твоих отзывов, никакого тебе хаоса и запоздалого всплеска эмоций. Мне так не жить))))
Сенькаю Ром за рекомендацию в свое время
Осторожно - спойлер!
Саш, я тоже регулярно поражаюсь, присущим тебе особенностям, которых, увы лишён. Сейчас не настроен на комплименты, в другой раз Дождался, порадовался тождественности восприятия, прочтения и оценки. А "сенькать" дело пустое, я у тебя в рекомендациях получу свою компенсацию. Как говорится, свои люди - сочтёмся

0
1

Этот фильм никогда не будет достаточным понять, его можно только прочувствовать, и лишь тогда зритель получает возможность окунуться в желание по имени Анада как в свое собственное. И вынести на берег реки свой личный перессказ о наваждении, что смерти сродни.
Картина - выразительная притча с тонкими этническими мотивами и глубинным символизмом. Иносказательность здесь как кружевная кайма; смотришь сквозь и узоров несчесть. От того, нет и единой интерпретации последствий, вернее они читаются между строк, но причина наказания ясна как божий день. И именно о ней, так полно и мощно повествуется в "Желании по имени Анада". По сути нам показали падение души. Но души, которая осознает свое падение. От того и яростнее сопротивление, и болезненнее, - это не простое не видел/не знал/оступился.
"Желание по имени Анада" - ладная и простая в исполнении картина, без излишнего пафоса, присущего многим современным притчам, обошла ее стороной замудренность, нет диалоговой перегруженности, вот только мучительная рефлексия по утраченному душевному равновесию, словно фантомные боли.
Удивительно как вторит внутреннему миру главного героя - внешний : опустошенный, безжизненный, практически бесцветный; словно краски жизни растворилось в кипящем, адском котле сумасшедшего желания.
У фильма нет четкого временного ритма, грех стер все границы восприятия. Нет ответа, когда же произошла эта история с героем? И произошла ли уже? Может это сон? Может это горячечный бред? Жив он или мертв?
У девушки, что выловил, спасая из реки Янош, странное, редкое имя, такие не встречались ему раньше - ни девушки, ни имена. Олицетворение греха? Демон в женском и прекрасном обличии? Или просто чужестранка, случайно встреченная на перекрестке судеб?
А случайны ли случайности?
И эпитеты в ее честь, что : "Девушка, как пар, как дым...", только навевают мысли о ирреальной ее сущности. А была ли Анада?
Мертвая и холодная, мраморная богиня, оживленная дыханием и заботой жены, даже и не допускающей в своей святой простоте и мысли грешной.
Как удачен выбор обеих женщин : земная красота Зузки, жены Яноша, белокурой, уютной, работящей и космическое великолепие Анады, буквально ослепляющей видом своего откровенного в желаниях тела, глаз, бесстыже взирающих на мужское смущение, слов, редких, но настолько могущественных в своей прямоте, что ими можно складывать жертвенный алтарь хрупкой мужской невинности.
И вот перед нами полностью коленопреклоненный Янош, и зритель, должен познать весь путь, который он прошел. Фильм притча о том, как мягко проникает в душу грех, бывает и под видом милосердия, как пускает там свои червивые корни, родит гнилое семя в мыслях и дают те мысли, черные в делах всходы. Изъеденный изнутри грехом человек словно притягивает в свою жизнь и жизнь близких горе и проклятие, кроме того, что и сам плодит теперь другие разрушительные чувства. Не даром параллельно с событиями его грехопадения и развивается сюжетная линия с внезапной болезнью жены Яноша. Словно мужнее отступление высасывает жизненные соки на каком-то ином, невидимом человеческому глазу, духовном уровне. Там где и выносится решение после очередного выбора света или тьмы.
Вот здесь и происходит самое интересное, необъяснимое, невероятное, что превращает картину в уникальное по-своему отражение духовного мира человека, познавшего страшный грех. В последней сцене скрыт тот самый сакральный смысл, от которого мурашки по коже.
Неповторимая картина, такие просто так не забываются, если уж в душу запали и оставили свой след. А ее глубинная смысловая сторона достойна отдельного восторженного эпитета.
Но рекомендовать такие фильмы кому-либо крайне сложно, слишком специфична подача.
Но на мой взгляд ее внешняя и внутренняя форма - находятся в совершенной гармонии.

Осторожно - спойлер!
Ром, ну вот видишь созрела. Всего-то не прошло и года!))))
Вообще всегда по-доброму поражаюсь упорядоченности твоих отзывов, никакого тебе хаоса и запоздалого всплеска эмоций. Мне так не жить))))
Сенькаю Ром за рекомендацию в свое время

0
0

Удивительно в тему фильма звучит песня "Арии" Искушение, прямо по сюжету:

Осторожно - спойлер!
Закрой глаза, коснись меня
Ты пахнешь соблазном и медом
Исчезнет грязь осколков дня
Ударит в гонг природа
Крадется ночь как черный зверь
Вибрирует в лунном свечении
Скребется в дверь, стучит в окно
Ей холодно одной
Холодно одной
Лаская ночь, коснись меня
Имя тебе - искушение

Дай мне!
Больше, чем просто любовь
Дай мне!
Больше, чем страсть,
Что проходит словно боль
Я сгорю в огне
Сгорю в тебе, пускай
Я могу стать пеплом, но...

Из двух осей содержание - исполнение, с содержанием всё сошлось. Искушение может прийти в любой момент, вопрос в том готов ли ты к нему или не готов? Поддашься ли и будешь сожалеть? "Анада" по сути христианская притча о грехе, с сюрреалистическими вставками вроде разговора с безызвестной троицей на берегу реки (времени? жизни?).
С исполнением ситуация обратная. Упомянутого Линча на мой взгляд звать сюда не нужно, асинхронность событий чешского фильма ещё не роднит его с лабиринтами уникального сновидца. Манера рассказа здесь достаточно уныла, монотонна; понравился разве что эпизод с "лекарством" воспринимаемый по разному до и после просмотра; в остальном кино больше похоже на сухую академическую лекцию на заданную тему. А такие лекции в память западают ненадолго, тем более когда речь идёт о сфере духовной.

0
0

Abu Salama

Осторожно - спойлер!
Надеюсь, скоро появится Сашин отзыв, ей тоже понравился.

Ой, Абушенька, я и сама на это надеюсь. Пока зрею. Как нальюсь спелостью до верха, так и изольюсь в комментарии до суха. Ты ж меня знаешь) у меня некоторые фильмы любимые без "личной росписи" в виде комментария могут годами висеть в коллекции. Элементарно не хватает памяти и времени на всех, но Анаду забыть не получится. Я уже два раза посмотрела. Раз за разом.
Теперь это моя пппррррелесть

0
0

vitkovalev пишет:
А тут еще и жена сказала: "Abu Salama абы чего не посоветует. Смотрим".

Ну, я вообще выпал в осадок Виталий, такие комплименты пожалуйста, только в личку. А я вот, подумав, решил что права Та еще артистка
Обычному зрителю, не принадлежащему к высокому миру киноискусства (в плане специального образования), боюсь, будет не очень интересно и не понятно.
Это не к тому, что я принадлежу к миру киноискусства а к тому, что всё-таки широко рекомендовать фильм, возможно не стоило, он довольно таки сложный. Но, сделал это от чистого сердца, не мог удержаться, так он меня поразил. Редкая картина, и в своём жанре уникальная. Искренне рад, что вам понравилась. Надеюсь, скоро появится Сашин отзыв, ей тоже понравился.

0
0

Очень необычный фильм. Умничать не стану, боюсь, что получится что-то недоумное. Ограничусь сухой констатацией буйных восторгов и настоятельными рекомендациями к просмотру.
Роман, не устаю повторять спасибо. Без твоей рецензии до фильма никогда бы не добрался. А тут еще и жена сказала: "Abu Salama абы чего не посоветует. Смотрим".

0
0

Очень умный фильм, один из тех, где каждое слово, движение, взгляд и даже направление течения в реке, как собственно и сама река, - могут играть огромное значение в понимании смысла происходящего.
Его можно посмотреть несколько раз, приходить к разным умозаключениям, и в результате, они все могут оказаться неправильными.
Я посмотрела чисто из любопытства, прочитав, что это вроде как культовый фильм и его нужно посмотреть.
Обычному зрителю, не принадлежащему к высокому миру киноискусства (в плане специального образования), боюсь, будет не очень интересно и не понятно.
Нужно будет залезть в интернет и прочитать о чем, собственно, фильм, что собой олицетворяет каждый герой, сама река и так далее....и только после этого приступать к просмотру.

0
0

Наконец-то дождался. Спасибо большое администрации. Много раз уже рекомендовал этот фильм на сайте,в первую очередь, на обсуждении линчевских картин. Это кино тоже представляет из себя психологическую головоломку, все пазлы которой сложатся в конце. Но не только. В этой, крайне интересной структуре фильма присутствует и нравственно-философский смыл, я бы даже сказал аскетически-христианский. Поэтому я ставлю картину выше всех работ Линча. Ну, да ладно, подробности в рецензии, а здесь настоятельные рекомендации к просмотру. На мой вкус фильм шедеврален.
10/10



Награды

Номинаций не найдено.