Ядовитая пыль, вздымающаяся вокруг непорочной мечты
Рецензия содержит описание событий из фильма
Фрэнсис Скотт Фицджеральд - один из интереснейших американских пистателей XX века, чьи книги всегда автробиографичны. Устами своего героя Эмори Блейна из раннего романа "По эту сторону рая" (1920 г.), он первый объявил, что пришло поколение, для которого "все боги умерли, все войны отгремели, всякая вера подорвана". (с) Поколение, "заражённое страхом перед бедностью и поклонением успеху". (с) И именно ему принадлежит знаменитая формула "век джаза" с его льющимся реками алкоголем, мельтешением баров, ресторанов, лиц; беззаботным весельем и прожиганием жизни.

В 1925 году был написан его самый знаменитый роман - "Великий Гэтсби". До финансового краха ещё есть время и век джаза шумит и гуляет в нём в полную свою силу. Короткая, но ёмкая история, разлинованная на диалоги, роскошь и скуку, смысл в которой прячется между строк. Баз Лурман, известный своей любовью к фантасмагории и мишуре (Ромео + Джульетта, Австралия, Мулен Руж), на мой взгляд довольно успешно экранизировал Фицджеральда и попутно снял свой лучший фильм. При карнавальном подходе Лурмана, Фицджеральда с его любовью к огранённым, отчеканенным разговорам и внутренней нервной, напряжённой силе и не узнать. Однако в плюсах у фильма другое - прекрасно переданное настроение вечной вечеринки, благодаря которому эта экспериментальная экранизация довольно обаятельна. Золотая молодёжь и сливки общества 20-х, времени веселья, зажигают под современные ритмы пати-музыки, а классическая сюжетная линия подана в очень глянцевом обрамлении. Макияж, одежда, антураж... Двадцатый век, приправленный двадцать первым создаёт некую преемственность, как ни странно. Под рэп тогда никто не танцевал, ясное дело, но танцуют сейчас - и от этого яснее, прозрачнее идея предостережения.

Хотя за кадром неизбежно остались тонкие характеристики и мелкие детали, но события и персонажи прорисованы в фильме, нужно отметить, весьма скрупулёзно. Если по тексту в эпизоде первого визита Ника к Бьюкененам "Окна были распахнуты и сверкали белизной на фоне зелени, как будто враставшей в дом. Лёгкий ветерок гулял по комнате, трепля занавеси на окнах, развевавшиеся, точно бледные флаги...", - то именно это мы и видим на экране. Если в тексте упомянут небольшой, на пару предложений эпизод: " На Блэквелс-Айленд нам повстречался лимузин, которым правил белый шофёр, а сзади сидело трое расфранченных негров, два парня и девица..."Теперь всё может быть, - подумал я..." (с), то вуаля! Лурман обрисовывает и его, правда щедро сдобрив в добавок ящиком с шампанским на переднем сиденье.

Центральных персонажей довольно мало: все они зарисовки с натуры, герои своего времени. Баснословно богатый Том, сорящий деньгами, надменный, недалёкий. Всё в жизни ему досталось готовым и любого, не обладающего родословной и истинной аристократичностью он считает за пыль.
Джордан Бейкер, даже за обеденный стол садящаяся с таким видом, "словно она укладывалась в постель", пресыщенная, бесчестная.
Дэзи, красавица Дэзи, та которую полюбил Гэтсби; выбравшая надёжность и обеспеченность, ставшая такой же "многоопытной и разочарованной" как и все.
Гэтсби - променявший жизнь и честолюбивые замыслы на мечту и воспоминание. На мечту о любви.

Заработавший миллионы махинациями, купивший роскошный дом, устраивающий размашистые приёмы, всё, всё ради одной - единственной цели: чтобы Она увидела, оценила. На его виллу приезжали сотни людей, без приглашения, просто так, чтобы смахнуть ещё одну ночь жизни в небытие, пить его шампанское и обсуждать его тёмное прошлое. В этих судорожных вечеринках отражается джазовое веселье, в этом пустом, беспечном смехе гостей - усталость от отсутствия устремлений. И тем резче, суровее на фоне этого смеха контраст между Гэтсби показным - с его заученными манерами, вычурным аристократизмом, пышными фразами и Гэтсби истинным, одиноким, протягивающим руку к зелёному огоньку на причале.

В этой любви есть печаль, трагизм и мимолётность падающей звезды. Он ждал пять лет и испугался встречи, которую сам устроил - в гостях у Ника. Он ждал пять лет, и ошеломлённый присутствием Дэзи из плоти и крови, заново оценивал каждую вещь, на которую та смотрела. Он ждал пять лет, а женщина из реальности не совпала с женщиной из мечты.

"Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, свою всепоглощающую беспечность..." (с)

Дэзи осталась с мужем. Будущее рухнуло. Зелёный огонёк погас. Осталась лишь надежда - она позвонит, она непременно позвонит; надежда, которую он не мог трезво прогнать до самого последнего момента. Одинокий в жизни, одинокий в смерти. У Гэтсби радовались сотни, но на похороны не явился ни один. А он улыбался толпе бездушных, не способных мечтать, улыбался в дни веселья, улыбался и скрывал от них глубоко внутри свою непорочную мечту...
Полезная рецензия? Да / Нет8 / 2

02 Май 2014 16:52 Прямая ссылка


Вернуться к фильму