Небесные жены луговых мари

Небесные жены луговых мари (2012)

Сборник кино-стихотворений

Фильм Алексея Федорченко по мотивам сборника рассказов Дениса Осокина «Небесные жёны луговых мари» я бы назвал кино-сборником стихотворений в жанре «Нового эпоса». Мне очень повезло на самом деле, что я посмотрел (прочёл?) этот сборник на в кинотеатре, а скачав с торрентов и откусывая по 2-3 истории в транспорте или во время бизнес-ланча с планшета. Потому что на то и стихотворения: 90% смысла образуется внутри головы зрителя, а только 10% отведено на картинку. Картинка чудесна. Оператор - волшебник. Сюжетов по сути-то и нет, есть коды, символы, подсказки, раздражителя, напоминания, ключи… Есть и гэги. Милиционер-шаман, изгоняющий ритуальной плёткой голема-зомби-пусика. В марийском магическом мире органы правопорядка хранят не только закон земной, но и законы других миров.
Когда я смотрел «Овсянок», то понимал, что Алексей Федорченко пытается создать «женский мир», не культуру матриархата (которой, подозреваю, никогда не было, в том виде, как мне её пытались подавать в Университете, я больше верю исландским сагам), а мира, пропитанного иррациональным и чудесным, где женщина стоит не за спиной мужчины и не борется за права, а владеет своей половиной года и набором таинств, мужчинам недоступных, более того запретных, переход черты карался смертью. В «Овсянках» выдумка не сложилась. Но на базе реальной культуры мари довести замысел до конца Алексею Федорченко удалось.
Не обязательно получившийся мир хорош, в нём ничуть не меньше слёз и обид, но общения между людьми, неожиданных сплетений судеб, красоты в нём больше, юмора в нём больше, задора, крепости сердечной. И доброта человеческая имеет совершенно зримые, осязаемые способы выражения. И прощение мёртвых - это прежде всего прощение самих себя, улаживание собственных тревог и тягот.
Да, женщины в этом мире непокорны, злы на язык, вольны, связаны в мистические союзы. Но они и обожаемы мужчинами, сакрализованы мужьями, их жизнь вплетена в ритуалы, которые в итоге через преодоление стыда дают внутреннюю энергетическую подзарядку. И даже одна из самых страшных историй, так неразумно выделенная западными критиками, о голосящей вагине и о лесной соблазнительнице, это история об одиночестве, от отказе от женского союза, о страхе природы.
И, как порой в сборнике стихотворений «Содержание» предстаёт чарующим верлибром, так в финале называние имён всех девушек-мариек в камеру, смотрится, словно прогулка по цветущему саду. Вот их имена:
Опи
Ошвика
Окай
Оразви
Одоча
Оналча
Окалче
Овпроси
Ошалге
Ошаняк
Оканай
Оня
Оропти
Осика
Ошаляк
Оштылеч
Омарче
Олика
Орика
Оношка
Осылай
Ошаняй
Оцвоен
Для меня этот фильм стал ещё одним маркером моей жизни, увязавшим некоторые внутренние непонятки, сшившим воедино разрозненные кусочки моей памяти.

23 Янв. 2014 04:28

Прямая ссылка

Просмотреть все рецензии Сергей Ивкин

  • 2 image
  • 0 image

Вернуться к фильму