Псы

Псы (1992)

Psy

Пся крев

Что в наше время есть польский кинематограф? Вопрос интересный и злободневный, поскольку последние фильмы из некогда дружественной страны - откровенная русофобская пропаганда, снятая с холодным носом и ненавистью ко всему,что не является великим государством Польша. В особенности - к России. Даже в прошлом великий Анджей Вайда, чьим любимым автором, по его собственному признанию, является Достоевский, превратился в пышущего злобой маразматика, проклинающего "курвиных детей" - русских оккупантов (классик польского кино, видимо, забыл, как его любимый писатель обрисовал поляков в "Братьях Карамазовых"). Но довольно оффтопа, ибо среди бьющихся в злобном припадке польских кинематографистов есть, без преувеличения, тихие гении, искренне любящие истинное кино, и чхать им на всю пропаганду их великой страны. Помимо Кеслевского (который уже - легенда), это и Войцех Вуйчик, и Ежи Штур, и Войцех Смажовский... И - Владислав Пасиковский, чей дебютный фильм "Крулль" даровал ему статус объективно мыслящего художника, порой беспощадно вскрывающего гнойники современного общества. Его следующая работа "Псы" окончательно закрепила за ним статус культового режиссера, а сам фильм в Польше дал второе дыхание жанру полицейского триллера, который едва не заглох после "Убей меня, легавый".
Режиссер мастерски развертывает перед зрителем панораму своей страны, потерявшей ориентир после смены политического курса. Беспомощно мятущиеся в попытках приспособиться под новую власть герои картины вызывают целую гамму чувств - от неподдельного сочувствия до омерзения. Жуткие поступки персонажей Линды, Кондрата и Гайоша, продиктованные эгоизмом, жаждой наживы и откровенной похотью призваны вселить в зрителя пессимистический настрой при виде абсолютной безнаказанности зла. Фильму присущ некий темный дуализм и "горгоническое" женское начало, ибо режиссер (которому, кстати, еще с дебютного фильма свойственно раскрытие отрицательной природы женщины, как корня всех зол) рассматривает зло, как неотъемлемую часть человеческой природы; сопротивляться злу - бесполезно, потакать ему - смертельно опасно.
Фильм снят практически без ярких красок и содержит ряд шоковых сцен, натуралистичность коих еще более усиливает пессимистичный настрой, присущий классическим образцам "нуара". Нельзя не отметить отличные актерские работы Богуслава Линды, Марека Кондрата и Цезаря Пазуры. Януш Гайош блеснул в этом фильме, сыграв совершенно инфернальную роль убийцы без наличия моральных устоев, для которого убийство - неотъемлемая часть его жизни. Пронзительная тема трубы в музыкальной линии за авторством Михала Лоренца, нервная камера постоянного оператора Пасиковского, Павла Эдельмана, в немалой степени способствуют верному восприятию фильма как выдающегося образца "черного кинематографа". Немного портят впечатление от просмотра сцены с русской мафией, наложившей в штаны при виде грозного Маурэра-Линды с "калашом", но не будем забывать, что это - польский фильм. И очень, очень, очень хороший в своем жанре. Смотреть однозначно!

16 Ноя. 2013 16:49

Прямая ссылка

Просмотреть все рецензии Paul_B.

  • 2 image
  • 0 image

Вернуться к фильму